Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
л и ч іш я группы, ириближающіяся болѣе и л и менѣе къ цивилшованнымъ обитатѳлямъ рав нины: въ то время какъ одни осталие- чистыми, или «бѣлнми», другіе сдѣлались «черными», т.е. нечистыми. Майры или мугри, населяющіе сѣверныя долины горъ Аравали, въ числѣ трех- ■сотъ или четырехсотъ тысячъ душъ, обыкно венно разсматриваются какъ особая народность, и самый край, гдѣ они живутъ, извѣстенъ, uo ихъ имени, иодъ названіемъ Майрвары; но ■большинство ихъ представляетъ тотъ же типъ, что и биліи, и ихъ старинные обычаи, мало- по-малу покинутые для обычаевъ индуеовъ, •были такіе же, какъ и у ихъ южныхъ сосѣдей. Въ прежнее время ихъ обыкновенно называли, какъ и всѣхъ другихъ дикарей гористыхъ обла стей, уничижительнымъ прозвищемъ палата, или «люди палей », т..-е. укрѣпленныхъ огорожен- ныхъ иоселеній, среди которыхъ ихъ жилища 'были раскиданы на разстояніи нѣсколькихъ оотъ метровъ одно отъ дрѵгаго; также точно въ Евронѣ названія «pai'ens». «manants, «rustres» (мужичьё, деревенщина) были первоначально даваемы обитателямъ глухихъ мѣстъ, захолу- стій. Подчиненные непосредственно англича- вамъ уже болѣе иолустолѣтія, майры принад- .лежатъ іеи ер ь къ числу тѣхъ населеній Индіи, которыя преобразовались всего быстрѣе. Почти всѣ они покинули свои пали и переселились въ долины; въ благопріятныхъ мѣстахъ ими были устроены запасные резервуары воды для оро- шенія земель; хорошія дороги развѣтвляются по всей стравѣ Майрваря. Майры называютъ себя индусами и исполняютъ правила и обряд ности браманской вѣры, но безъ особеннаго усердія; даже тѣ изъ нихъ, которые принад лежат!» къвысшей кастѣ, ѣдятъ мясо и употре- бляютъ спиртные напитки. Мины, тоже быв- шіе палаты., еще болѣе, чѣмъ майры, удали лись отъ древняго типа аборигеновъ. Разсѣян- ные въ Джайпурскомъ королевствѣ, между го- ]іами Аравали и Джамной, преимущественно въ долинѣ Банаса, они смѣшались съ джат- скими земледельцами, говорятъ ихъ индус- скимъ нарѣчіемъ и придерживаются ихъ обы чаевъ. Перепись 1891 года насчитала миновъ 669.785 душъ. именно: 536.419—въ Раджпу- танѣ, 118.3 3 8 - в ъ Средней йндіи, остальные— въ центральныхъ провиндіяхъ и въ Аджмирѣ. Раджпуты, которые дали свое имя одной изъ етранъ нагорья, равно какъ низменнымъ обла- стямъ, лежащимъ къ западу отъ горъ Аравали, суть, вѣроятно, переселенцы, пришедшіе въ край иослѣ первыхъ арійцевъ; хотя сами себя они величаютъ кшатріями и считаютъ себя по томками этой воинственной касты; хотя' они указываюсь на одинъ изъ священныхъ индус- скихъ городовъ, Аджодію,. находящейся въ рав нинах!, Ганга, какъ на мѣсто своего проис- хожденія, «диако, между ними и кшатріями въ собственномъ смыслѣ сущеетвуетъ лишь кос 2 6 5 ГОРЫ АР АВАЛИ, в и и д и , ЮЖНЫ1 венная связь. Оттѣсненные съ береговъ Ганга къ ітлоскпмт, возвышенностямъ, они овладѣли нагорьемъ Мальва не ранѣе, какъ въ періодъ времени съ десатаго по двѣнадцатое столѣтіе христианской эры. Всѣ вожди дружинъ стали называться раджпутами, «сынами одного отца»; во тотъ изъ нихъ, который производить свой родъ отъ коровы или змѣи, несомнѣнно при- надлежитъ къ племени биль, гондъ или какому- либо другому изъ племенъ кореннаго населенія. Ихъ храбрость и успѣхъ, повсюду сопрово ждавшей ихъ оружіе, скоро облагородили ихъ и превратили въ «сугубо-благородныхъ» въ глазахъ арійскихъ обитателей страны; въ большей части государствъ «царскіе сыны»— таковъ буквальный смыслъ слова «раджпуты» - имѣютъ преимущество передъ браманами, если не по праву, то на дѣлѣ. Впрочемъ, не иодле- жптъ сомнѣнію, что они соединялись черезъ браки съ старинными индусскими родами. Въ Индустанѣ нѣтъ ни одной княжеской фамиліи, которая ве состояла бы въ родствѣ съ радж путами, и во многихъ областяхъ Полуострова, особенно въ долинахъ Гималайскихъ горъ, царствующія фамиліи титулуютъ себя кша- тріями-раджпутами. Но хотя раджпуты рас пространены во всѣхъ частяхъ Индіи, они, однако, нигдѣ не сгруппированы въ числѣ на столько значительному чтобы образовать боль шинство населенія; наибольшую численную важность раджпутскій элементъ имѣетъ въ Me варѣ и въ сѣверныхъ государствахъ Радж путаны. , Со временъ нашествія, «тридцать шесть» пула или царскихъ родовъ, происшедшихъ отъ Солнца и Луны, сохранили свое дѣленіе на ко- лѣна, или сача, и на кланы ( готра) и подкла- ны ( кампа ), которые всѣ различаются особен ными преданіями. На сѣверѣ и на сѣверо-за-. падѣ господствуютъ раторы, люди, происшед- шіе отъ рата, т. е. «спиниаго хребта» Индры; это—самые многочисленные: «пятьдесятъ ты сячъ мечей»—таково прозвище, которымъ ча сто обозначаютъ ихъ поколѣиіе. На западѣ, въ оазисахъ пустыни Таръ, группируются батты; качвалы царствуютъ въ сѣверо-восточной части Раджпутаны; чауханы присвоили себѣ восточ- ныя государства, абупделы, порода очень смѣ- шанная съ туземными населеніями, основали княжества Бундельхавда. Страна Меваръ, на югѣ, составляетъ владѣніе сасодіевъ. которые между всѣми раджпутами претеядуютъ на наи • большую чистоту расы и выдаютъ себя за пря- мыхъ иотомковъ Рамы, героя арійскихъ эпопей. Удайпурскій рана, ііл и «великій царь», почи тается всѣми индусами, какъ представитель древней солнечной расы; хотя въ отношеніи могущества и богатства онъ далеко уступаетъ другимъ туземнымъ государямъ Индіи, но это не мѣшаетъ ему быть «Солнцемъ» между ца рями: онъ одинъ только между раджами есть 5 ПРИТОКИ ГАНГА; РАДЖИУТАНА. 2 6 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz