Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
2 6 3 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 2 6 4 жителями или аборигенами, такъ какъ ника кой историческій документа, никакое нреданіе не говорить о ихъ пришествіи въ край. Такъ, билійцы или билла разсказываютъ, что въ старину они владѣлн плодородными долинами и равнинами, окружающими ихъ горныя крѣ- пости, и что они были мало-по-малу отм ене ны въ самыя дикія мѣстности ихъ родины; са мое имя ихъ, будто бы, имѣетъ тотъ же смыслъ, что слово «изгнанвикъ»; но принадлежатъ ли они къ дравидійцэмъ, какъ населенія Южной Индіи *), или къ коіарійцамъ, какъ большая часть племенъ нагорья? Маѣнія этнологовъ Индіи расходятся по этому вопросу. Различ ныя, сохранившіяся до сихъ поръ, древнія це- ремоніи напомішаютъ еще о быломъ преобла- даніи билей; такъ, напримѣръ; при совершенін обряда короиованія раджпутскихъ князей, или раджей, одинъ биліецъ, какъ представитель пре- жнихъ властителей, дѣлаетъ знакъ на челѣ ко- ронующагося государя собственною кровыо, ко торую онъ извлекаетъ у себя изъ болынаго пальца на рукѣ и болыпаго пальца на ногѣ; этимъ обрядомъ онъ помазываетъ его на цар ство, какъ туземецъ, и нередаетъ ему право владѣнія страной. Большинство бильскихъ пле- менъ, лишенныя земли, которая ихъ нѣкогда кормила, утратившія свою древнюю цивплиза- цію, долгое время не имѣли другихъ средствъ къ существованію, кромѣ разбойничества. Эти «воры Великаго Бога», какъ они сами себя ве личали, устраивали свои притоны на укрѣп- ленныхъ высотахъ, откуда неожиданно спуска лись и нападали врасплохъ на индусскія де ревни ила на купеческіе караваны; когда яв лялись болыніе отряды войска, чтобы наказать ихъ за грабежи, билійцы умѣли укрыться отъ преслѣдованія, перебѣгая съ горы на гору; мелкимъ же экспедиціямъ, которыя предпри нимались противъ нихъ подъ предводитель- ствомъ раджпутскихъ феодаловъ, они оказывали мужественное сопротивленіе; хитростью и храб ростью имъ удалось сохраниться въ видѣ пле менъ почти независимыхъ. Часть горъ Арава ли, Багуръ, или горная страна, граничащая на юго-западѣ съ плоскогорьемъ Мальва, земля Кандешъ, лежащая къ югу отъ рѣки Нарбады, наконецъ, почти всѣ высокія долины горъ Вин- діа заняты еще бильскими племенами, кото рыя пользуются самоуправленіемъ, но которымъ отнынѣ воспрещено англичанами грабить со- сѣднія территоріи; теперь эти дикари могутъ удовлетворять свои воинственные инстинкты не иначе, какъ поступая, въ качествѣ наеМни- ковъ, въ ряды англійской арміп. Число несмѣшаняыхъ билей огіредѣляютъ въ милліонъ слишкомъ. Они вообще средняго роста, гораздо менѣе стройны и красивы, чѣмъ индусы, но сильнѣе и проворнѣе ихъ. Цвѣтъ 1) Dalton, „Ethnology of Bengal". кожи у нихъ почти черный, носъ очень нло- скій, глаза узкіе, но не скошенные, скулы ма ло выдающіяся; волоса, которые они обыкно венно повязываютъ простою веревочкой, длинные и гладкіе, но борода рѣдкая, расту щая маленькими пучками вокругъ подбородка. Гнушаясь одеждой цивилизованныхъ, они носятъ обыкновенно одинъ передникъ, вмѣсто всякаго костюма, и оружіе, которое они употребляютъ, все еще обычное оружіе дп- кихъ— стрѣла, дротикъ, рогатина или охот ничье копье. Билійцы обрабатываютъ землю, но любимыя ихъ занятія— рыбная ловля и охота; они рыскаютъ по горамъ въ погонѣ за дичью съ такою же горячностью, какую вно сили прежде въ свою охоту на людей; они очень искусно умѣютъ подражать крикамъ звѣ- рей и птицъ, и посредствомъ этихъ звукопо- дражаній переговариваются мегрду собою, не возбуждая вшшанія иутешественниковъ. Раз- дѣлеяія на касты у нихъ не существуетъ, но они призыаютъ власть вождей или начальни- ковъ, назначаемыхъ стариками племени. Ихъ религіозныя вѣрованія и обрядности восходятъ, по большей части, къ эпохѣ, предшествующей арійскимъ вторженіямъ: они прнносятъ жи вотныхъ въ жертву священнымъ деревьямъ, окропляютъ кровью жертвенники изъ грубо отесаннаго камня, воздвигаемые по краямъ горныхъ тропинокъ, обмазываютъ ихъ красною охрой, другимъ символомъ жизни; изъ призна тельности къ желѣзу, которое дало имъ оружіе и земледѣльческія орудія, они вѣшаютъ на вѣтвяхъ деревьевъ острія копій и лемехи сохъ, и приносятъ имъ дары. Наконецъ, между бо гами браманскаго пантеона наиболынимъ по- читаніемъ у нихъ пользуются богъ - обезьяна Гануманъ, словно они видятъ въ немъ пред ставителя древнихъ, лишенныхъ своей земли и обездоленныхъ расъ '). Недавно нѣкоторыя бильскія племена, взбунтовались противъ ан- глійскихъ офицеровъ, которые разъѣзжали по нхъ территоріи безъ разрѣщенія. Въ силу мир- наго трактата, заключеннаго послѣ битвы, ан гличане обязались не производить переписи населения, не мѣрять земель, отмѣнить поло вину податей, не* учреждать никакихъ поли- цейскихъ постовъ, воспретить магометаяамъ входъ въ нѣкоторыя священныя селенія билей. Одна изъ статей этого договора гласить, что англичане не потребуютъ ни отъ какой биль- ской женщины, чтобы она дала свѣсить себя на вѣсахъ 2). Биліи разнообразно смѣшались съ окружаю щими населеніями и потому образуютъ раз- *) Malcolm, „Memoir of Central India"; Mallesdn, „Native States of India1*; Graham, „Historical Sketch of the Bheel tribes11; Tad, „Annals of Rajasthan"; L. Rous- sekt, „L’lnrle des Rajahs“; „Bulletin de la Socidte d’An- thropologie", 1874. 2) „Weekly Times11, June 1881-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz