Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
тываютъ только 188 самостоятельныхъ кня- жествъ, которыя всѣ отличаются между собою политическимъ и административнымъ устрой ством!.. Между этими княжествами есть даже такія, которыя не платятъ никакой дани Ан- гліп. но и они, тѣмъ ве менѣе, подчинены ея верховной власти и юрисдикціи. Въ древности полуостровъ посилъ имя Су- раштра, которое и теперь еще даютъ ему бра маны и различныя туземныя племена. Назва- ніе Каттіаваръ онъ получилъ отъ одного н а родца завоевателей, пришѳдшаго съсѣвера че резъ островъ Качъ въ нромежутокъ съ трин ад- цата го по пятнадцатое столѣтіѳ, — эпоха, въ которую патты сдѣлались уже самою могуще ственною державою края. Откуда пришли эти воинственные завоеватели? Были ли то арійскіѳ кшатріи или соплеменники афганцевъ? Сами они называли себя уроженцами береговъ Инда и отличались отъ туземцев!. болѣе высокимъ ростомъ, болѣе тонкими чертами лица, менѣе смуглымъ цвѣтомъ кожи. Они смѣшались раз нообразно съ джареджами и другими племена ми раджнутовъ которые надѣлили себя ленами въ большей части государств!. Гудзерата; но коренное населеніе до сихъ поръ сохранилось въ краѣ и занимается обработкой земли, либо въ качествѣ ыелкимъ собственников!., либо въ качестЬѣ батраковъ. На востокѣ, континен тальный Гудзератъ, къ сѣверу отъ рѣки Маги, занять преимущественно коліями, которые но- ходятъ на биліевъ, живущихъ на плоскогорь- яхъ, но которые причисляютъ себя къ высшей кастѣ, потому что.они цивилнзоваанѣе и пра вами ближе приближаются къ индусамъ. Коліи дѣлятся на множество клановъ, по роду заня- тій или ремесла; одни изъ нихъ—землевладѣль- цы, Другіе—дровосѣки, занимающіеся рубкой бамбука, иные—пастухи или водоносы. Общее имя племени, къ которому принадлежатъ всѣ эти люди труда и которое доставляет!, мпого носилыциковъ бомбейскимъ коммерсантами аримѣняется теперь, въ формѣ кули (coolie по- англійски), безразлично ко всѣмъ эмнгрантамъ нндусскимъ и даже китайсжимъ, перевозпмымъ въ разный части свѣта. Въ прежнее время ■одинъ кланъ гудзератскихъ раджнутовъ. чару- ны, считался пользующимся особенной мило стью бога Сивы. Чаруны слыли людьми свя щенными, и за всякую нанесенную чаруяу обнду карающая судьба должна сторицей воз дать обидчику; оттого обиженные, не задумы ваясь, лишали себя жизни, чтобы накликать злой рокъ на голову своихъ враговъ и ихъ род- ныхъ; въ округахъ, поеѣщаемыхъ разбойника ми, чаруны обыкновенно предлагали путеше- ственникамъ свои услуги въ качествѣ гіровод- никовъ, и, благодаря ихъ присутствие, путеше- ствіе1 всегда совершалось благополучно; но этотъ промыселъ прекратился съ тѣхъ поръ, какъ междоусобный войны и разбойничество пе 2 4 7 г л а в а и . — рестали царствовать въ странѣ. Обычай дѣ- тоубійства, нѣкогда общераспространенный въ кланахъ джареджей, сдѣлался очень рѣд- кимъ, и теперь онъ считается уже преступле- ніемъ. Убѣжище многихъ народцевъ, прогнанныхъ съ континента, полуостровъ Еаттіаваръ был!, также пріютомъ для преслѣдуемыхъ религій; новые культы, занесенные изъ Индіи, могли водвориться тамъ лишь нослѣ продолжительной борьбы съ старыми вѣрованіями и обрядно стями. Буддизм!., оставившій послѣ себя въ краѣ нѣкоторые изъ любопытнѣйпшхъ памят- никовъ эпохи своего господства, продолжался на Каттіаварѣ сектами джайновъ, которые при- мѣшали такъ много воспомннаній о Буддѣ къ своимъ браманскимъ вѣрованіямъ и обрядамъ. Въ этомъ полуостровномъ Гудзератѣ находят ся группы самыхъ обширныхъ и самыхъ зна- менитыхъ храмоіп. сараваковъ или джайновъ; цѣльте города посвящены исключительно богамъ. Одинъ изъ этихъ городовъ, который можетъ быть разсматрпваемъ какъ типъ всѣхъ другихъ городовъ того лее рода,' вѣнчаетъ двойную вер • шину горы Сатрунджая, на юго-востокѣ полу • острова, недалеко отъ Камбейскаго залива; столица маленькаго государства, Палитана, раскинулась у подошвы священной горы и сое динена съ святилищами рядомъ лѣстницъ, прерывающихся черезъ извѣстные промежутки. Главныя каппща окружены каменными стѣна- ми; другія стрятъ среди безколвныхъ улицъ. Нѣсколько жрецовъ живетъ'въ оградѣ екящен- наго города, чтобы поддерживать чистоту въ зданіяхъ и кормить голубей, горлицъ, попуга- евъ, павлиновъ, бѣлокъ. питающихся подая- ніемъ вѣруюпщхъ. Но послѣдніе не могутъ имѣть пребываніе въ городѣ храмовъ; имъ вос прещено тамъ ѣсть и спать; по иснолненіи тре- буемыхъ религіозныхъ обрядовъ, они должны спускаться въ нижній городъ, Палитану. Между всѣми индусскими сектами джайны отличаются своимъ усердіемъ по сооруженію пагодъ, кото рыя они строятъ не столько для того, чтобы мо литься въ пихъ, сколько для того, чтобы по святить ихъ памяти своихъ тиртамкаровъ. т. е. тѣхъ, которые «перешли» пропасть, раздѣляю- щую кажущуюся жизнь отъ абсолютнаго суще- ствованія. На горѣ Сатрунджая насчитываютъ сотни этихъ зданій, относящихся ко всѣмъ эпохам!., начиная съ одиннадцатаго столѣтія, и составляющпхъ великолепный архитектур ный музей; новыя постройки прибавляются каждый годъ къ старымъ и почти нисколько не уступаютъ пмъ въ отношении изящества и чистоты стиля. Подобно тому, какъ въ средніе вѣка корпораціи старались наперерывъ другъ передъ другомъ украшать соборы Западной Европы, джайны полагаютъ свою славу въ бла- голѣиіи храмовъ: цѣлыя поколѣнія трудятся надъ пзваяніями преддверій, надъ рѣзьбой и н д у с т а н ъ . 2 4 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz