Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

тываютъ только 188 самостоятельныхъ кня- жествъ, которыя всѣ отличаются между собою политическимъ и административнымъ устрой­ ством!.. Между этими княжествами есть даже такія, которыя не платятъ никакой дани Ан- гліп. но и они, тѣмъ ве менѣе, подчинены ея верховной власти и юрисдикціи. Въ древности полуостровъ посилъ имя Су- раштра, которое и теперь еще даютъ ему бра­ маны и различныя туземныя племена. Назва- ніе Каттіаваръ онъ получилъ отъ одного н а ­ родца завоевателей, пришѳдшаго съсѣвера че­ резъ островъ Качъ въ нромежутокъ съ трин ад- цата го по пятнадцатое столѣтіѳ, — эпоха, въ которую патты сдѣлались уже самою могуще­ ственною державою края. Откуда пришли эти воинственные завоеватели? Были ли то арійскіѳ кшатріи или соплеменники афганцевъ? Сами они называли себя уроженцами береговъ Инда и отличались отъ туземцев!. болѣе высокимъ ростомъ, болѣе тонкими чертами лица, менѣе смуглымъ цвѣтомъ кожи. Они смѣшались раз­ нообразно съ джареджами и другими племена­ ми раджнутовъ которые надѣлили себя ленами въ большей части государств!. Гудзерата; но коренное населеніе до сихъ поръ сохранилось въ краѣ и занимается обработкой земли, либо въ качествѣ ыелкимъ собственников!., либо въ качестЬѣ батраковъ. На востокѣ, континен­ тальный Гудзератъ, къ сѣверу отъ рѣки Маги, занять преимущественно коліями, которые но- ходятъ на биліевъ, живущихъ на плоскогорь- яхъ, но которые причисляютъ себя къ высшей кастѣ, потому что.они цивилнзоваанѣе и пра­ вами ближе приближаются къ индусамъ. Коліи дѣлятся на множество клановъ, по роду заня- тій или ремесла; одни изъ нихъ—землевладѣль- цы, Другіе—дровосѣки, занимающіеся рубкой бамбука, иные—пастухи или водоносы. Общее имя племени, къ которому принадлежатъ всѣ эти люди труда и которое доставляет!, мпого носилыциковъ бомбейскимъ коммерсантами аримѣняется теперь, въ формѣ кули (coolie по- англійски), безразлично ко всѣмъ эмнгрантамъ нндусскимъ и даже китайсжимъ, перевозпмымъ въ разный части свѣта. Въ прежнее время ■одинъ кланъ гудзератскихъ раджнутовъ. чару- ны, считался пользующимся особенной мило­ стью бога Сивы. Чаруны слыли людьми свя­ щенными, и за всякую нанесенную чаруяу обнду карающая судьба должна сторицей воз­ дать обидчику; оттого обиженные, не задумы­ ваясь, лишали себя жизни, чтобы накликать злой рокъ на голову своихъ враговъ и ихъ род- ныхъ; въ округахъ, поеѣщаемыхъ разбойника­ ми, чаруны обыкновенно предлагали путеше- ственникамъ свои услуги въ качествѣ гіровод- никовъ, и, благодаря ихъ присутствие, путеше- ствіе1 всегда совершалось благополучно; но этотъ промыселъ прекратился съ тѣхъ поръ, какъ междоусобный войны и разбойничество пе­ 2 4 7 г л а в а и . — рестали царствовать въ странѣ. Обычай дѣ- тоубійства, нѣкогда общераспространенный въ кланахъ джареджей, сдѣлался очень рѣд- кимъ, и теперь онъ считается уже преступле- ніемъ. Убѣжище многихъ народцевъ, прогнанныхъ съ континента, полуостровъ Еаттіаваръ был!, также пріютомъ для преслѣдуемыхъ религій; новые культы, занесенные изъ Индіи, могли водвориться тамъ лишь нослѣ продолжительной борьбы съ старыми вѣрованіями и обрядно­ стями. Буддизм!., оставившій послѣ себя въ краѣ нѣкоторые изъ любопытнѣйпшхъ памят- никовъ эпохи своего господства, продолжался на Каттіаварѣ сектами джайновъ, которые при- мѣшали такъ много воспомннаній о Буддѣ къ своимъ браманскимъ вѣрованіямъ и обрядамъ. Въ этомъ полуостровномъ Гудзератѣ находят­ ся группы самыхъ обширныхъ и самыхъ зна- менитыхъ храмоіп. сараваковъ или джайновъ; цѣльте города посвящены исключительно богамъ. Одинъ изъ этихъ городовъ, который можетъ быть разсматрпваемъ какъ типъ всѣхъ другихъ городовъ того лее рода,' вѣнчаетъ двойную вер • шину горы Сатрунджая, на юго-востокѣ полу • острова, недалеко отъ Камбейскаго залива; столица маленькаго государства, Палитана, раскинулась у подошвы священной горы и сое­ динена съ святилищами рядомъ лѣстницъ, прерывающихся черезъ извѣстные промежутки. Главныя каппща окружены каменными стѣна- ми; другія стрятъ среди безколвныхъ улицъ. Нѣсколько жрецовъ живетъ'въ оградѣ екящен- наго города, чтобы поддерживать чистоту въ зданіяхъ и кормить голубей, горлицъ, попуга- евъ, павлиновъ, бѣлокъ. питающихся подая- ніемъ вѣруюпщхъ. Но послѣдніе не могутъ имѣть пребываніе въ городѣ храмовъ; имъ вос­ прещено тамъ ѣсть и спать; по иснолненіи тре- буемыхъ религіозныхъ обрядовъ, они должны спускаться въ нижній городъ, Палитану. Между всѣми индусскими сектами джайны отличаются своимъ усердіемъ по сооруженію пагодъ, кото­ рыя они строятъ не столько для того, чтобы мо­ литься въ пихъ, сколько для того, чтобы по­ святить ихъ памяти своихъ тиртамкаровъ. т. е. тѣхъ, которые «перешли» пропасть, раздѣляю- щую кажущуюся жизнь отъ абсолютнаго суще- ствованія. На горѣ Сатрунджая насчитываютъ сотни этихъ зданій, относящихся ко всѣмъ эпохам!., начиная съ одиннадцатаго столѣтія, и составляющпхъ великолепный архитектур­ ный музей; новыя постройки прибавляются каждый годъ къ старымъ и почти нисколько не уступаютъ пмъ въ отношении изящества и чистоты стиля. Подобно тому, какъ въ средніе вѣка корпораціи старались наперерывъ другъ передъ другомъ украшать соборы Западной Европы, джайны полагаютъ свою славу въ бла- голѣиіи храмовъ: цѣлыя поколѣнія трудятся надъ пзваяніями преддверій, надъ рѣзьбой и н д у с т а н ъ . 2 4 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz