Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
2 1 1 МАГОМЕТАНСКАЯ ІШДШ. 242 стуиенъ только мелішмъ индусскимъ судамъ. Нужно было потратить милліопы, чтобы устроить передовой портъ къ востоку отъ мыса Манора, заідищающаго бухту отъ вѣтровъ открытаго моря, соединить островки съ мате- рикомъ дамбами и желѣзными дорогами, засы пать промежуточный болота и прорыть фарва теры Благодаря всѣмъ этимъ работа мъ, суда нмѣющія до 7 метровъ водоуглубленія, могутъ входить въ гавань, пользуясь приливомъ; даже въ часы отлива все еще остается болѣе 6 ме тровъ воды въ проходѣ. Тѣмъ не менѣе, портъ Карачи— одинъ изъ тѣхъ, которые могутъ быть поддерживаемы только цѣной иостоянныхъ уси- лій, такъ какъ илъ и песокъ, приносимый Ин домъ, увлекается вдоль сѣверо-западнаго бе рега моря береговымъ теченіемъ, ироисходя- щимъ отъ дѣйствія южнаго муссона '). Преле- де,, когда страна еще не принадлежала Англіи, Карачи велъ преимущественно торговлю жи- )!ымъ товаром.ъ. невольниками, абиссинскими или негритянскими, привозимыми на маскат- •скихъ судахъ. Въ настоящее время, подъ ан- глійскимъ владычествомъ, важнѣйшіе предметы торговли—хлѣбъ и хлопокъ; оттого лучшими 1 ’одамн для процвѣтанія Спндскаго порта былъ неріодъ междоусобной войиы въ Сѣверо-Аме- риканскихъ Соединенныхъ Штатахъ. Внѣшняя торговля Карачи: Въ 1844 г. (первый гоцъ англійскаго го сподства)—3.054.000франк.; въ 1с64 г. (вовре мя американской войны)—-164.192.000 франк.; въ 1874 г. (годъ нормальный) — 87.692.000 ■франк. Въ 1894 г. цѣнноеть вывоза составляла 6.823.781, дѣнность ввоза —4.266.591 рупію; въ приходѣ въ этомъ году было 127 парохо довъ въ 180.398 тоннъ. Карачи —одна изъ пристаней Индіи. куда все го чаще заходятъ фран цузскіе корабли. Это городъ апглійской постройки, и если имѣетъ восточный видъ, то обязанъ этимъ только ослѣ- пительному свѣту, отралшющемуся отъ стѣнъ, тропичесішмъ деревья мъ бульваровъ и обіце- ственнаго сада да косттомамъ и физіономіямъ индусовъ, балуджей и афганцевъ, толпящихся на набережныхъ и у входа въ каравансаран. Лѣтній городъ англичанъ, Клифтонъ, находит ся на восточной сторонѣ бухты, па иолуостро- вѣ, иерерѣзанпомъ утесами, о которые ударя ются волны моря. Верстахъ въ десяти на сѣ- иеръ, горячіе ключи Пиръ-Манго, о которыхъ жрецы говорятъ, что это подземная струя рѣки Рави, быотъ изъ земли между группами фини- ковыхъ пальмъ, у основанія известковаго при горка, гдѣ находится обширный кратеръ, обра- зовавшійся вслѣдствіе провала почвы *), и на- полняютъ священный прудъ, кишащій крокоди- ') Taylor, „The Harbours of India1 Buist, „Transactions of the Geographical Society of Burabey11, vol. X, 1852. лами, которыхъ, какъ свяіценныхъ животныхъ, наболено кормять факиры. Германъфонъ-Шла- гинтнейтъ разсказываетъ, что крокодилы, совер шенно прирученные, приходили на зовъсвоихъ сторожей, и далее иногда ему случалось видѣть, какъ лшвоиисцы садились верхомъ на страш- ныхъ животныхъ и рисовали у нихъ на чере- пѣ разные гіероглифическіе образы и благоче стивый изреченія ‘); но англійскіе офицеры, не заботящіеся о иародномъ культѣ, преслѣ- дуютъ этихъ огромныхъ ящерицъ камнями и ружейными выстрѣлами 2). Далѣе, за высота ми, господствующими надъ Пиръ-Минго, про стираются пустынпыя плоскогорья, гдѣ видны какія-то развалины. До самаго Белуджистана различный мѣстности иосятъ индусскія назва- нія, которыя свидѣтельствуютъ о проходѣ буд- дійскихъ мпссіонеровъ въ странѣ 3). Въ раз- ныхъ мѣстахъ на западной границѣ высятся ступы, но нигдѣ нѣтъ такихъ высокихъ, какъ въ Хайберскомъ проходѣ. Къ востоку отъ аллювіальныхъ земель Ин да три радлспутскія государства, лежащія въ равнинѣ, Биканеръ, Джайсалмиръ и Марваръ, заключаютъ въ себѣ обширныя пространства безъ городскихъ поселеиій, и даже въ боль шей части ихъ протяженія совсѣмъ нѣтъ дере вень; на цѣлыхъ сотняхъ квадратныхъ верстъ не увидишь ничего, кромѣ несчаныхъ бугровъ, раздѣленныхъ узкими оврагами, солончаковь. да мелкаго кустарника, и пустыня постепенно дѣлаетъ захваты ва пбработанныхъ земляхт>. Въ Этой бѣдпой странѣ, гдѣ неурожаи и голо довки повторяются все чаще и чаще, жители часто питаются хлѣбомъ изъ древесной коры, корнями растеній, дикими сѣменамн 4). Мар- варъ вполнѣ заслулснваетъ этого названія, ко торое означаегъ «Область Смерти», а въ двухъ другихъ государствах'!) иаселеніе еще болѣо бѣдствуетъ; въ большей части селеній нЬтъ другихъ домовъ, кромѣ шалашей, сплетенных']) изъ вѣтвей кустарника и формой напомииаю- щихъ пчелиные ульи б). Однако, Биканеръ, столица государства, гра ничащего съ Пенджабомъ и Вагавальпуромъ,- - значительный городъ. и когда смотришь на не го издали, его стѣпы и храмы, высящіеся на вершпнѣ холма, представляютъ очень внуши тельное зрѣлище, такъ что величественностью своего вида оиъ не уступить самымъ пыш- нымъ городамъ Иидіи. Жители его славятся во всей Раджнутаиѣ своимъ искусствомъ въ разныхъ мастерствахъ: они дѣлаютъ рѣзныя изъ дерева и камня украшенія для домовъ, ') .Reisen in Indien mid Hochasien“. R Burton, „Sind Revisited1. 3I A. f’unningham, „Ancient Geography of India“ . 4) Genrg King. „Proceedings of the Asiatic Society of Bengal11, apr. 18G9. , . , „ 5) Alexan. Burnes, „Journal of the Geographical So ciety11, 1834.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz