Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

Гайдерабадъ, въ древности Неранкотъ, ко- мандуетъ съ высоты своего холма надъ аллю- віальною областью, гдѣ начинается дельта Ин­ да. Вѣтвь этой рѣкя, называемая Пудели, от- дѣляется отъ главнаго ствола почти въ 2о ки- лометрахъ выше Гайдерабада и впадаетъ въ Лахпадскій лиманъ, при входѣ' въ Раннъ; но, кажется, въ предшествовавшую эпоху, і;огда главное теченіе Инда проходило на востокѣ въ руслѣ Пураны, или «Старой Рѣки», бифуркація происходила у подошвы ІІеранкотскаго холма По мнѣнііо Коннингама и другихъ коммента- торовъ древней географіи Яндіи, нынѣшній Гайдерабадъ занпмаетъ мѣстоположеніе древ­ ней Паталы. бывшей главнымъ городомъ стра­ ны во времена похода Александра Македон- скаго; она пріобрѣла такую громкую славу, какъ гавань священной рѣки, что имя ея сде­ лалось сипонимоМі. «Врать Спасенія»; этовъ честь ея, по слонамъ ученаго Іешке, буддій- скій храмъ въ Лассѣ получилъ наименованіѳ Потала, едва разнящееся отъ Патала. Въ на­ стоящее время Гайдерабадъ имѣетъ важность лишьвъ стратегнческомъ отношеніи; но вънемъ суіцествуютъ также нѣкоторыя отрасли ману­ фактурной промышленности, и произведенія, ко­ торый онъ посылаетъ на европейская выставки, оружіе, шелковыя матеріи, вышитыя золотомъ и серебромъ ткани, эмальированныя галанте- рейныя издѣлія, принадлежать къ наиболѣе дѣнимымъ предметамъ этого рода. Гайдерабадъ удаленъ отъ нынѣшняго русла Инда почти на 6 километровъ, и пристанью его на этой рѣкѣ служитъ деревня Гиду-Бандаръ, которая сооб­ щается посредствомъ пароваго парома съ горо­ домъ Котри, стоящимъна правомъ берегу глав­ ной рѣки; высокія береговыя плотины защища- ютъ этотъ послѣдній городъ отъ наводненій Инда п внезапныхъ разливовъ его притока, Барана. Благодаря желѣзной дорогѣ, соеди­ няющей Карачи съ Котри, приморскій портъ съ рѣчною гаванью, эта последняя долгое вре­ мя пользовалась весьма значительными торго- вымъ движеніемъ; но продолженіе рельсоваго пути, связаннаго теперь съ общею сѣтыо же- лѣзныхъ дорогъ, сильно уменьшило важность Котри, который нересталъ быть мѣстомъ обя­ зательной перегрузки товаровъ. Сравнительно, городъ Татта, стоящій ниже, близъ развѣтвле- нія наиболѣе посѣщаемыхъ судами проходовъ Инда, потерялъ еще гораздо больше, чѣмъ Ко­ три. Около конца семнадцатаго столѣтія чума такъ свирѣнствовала тамъ, что отъ нея умер­ ло, говорятъ, восемьдесятъ тысячъ человѣкъ. Однако, въ половинѣ восемнадцатаго столѣтія, когда Надиръ ПІахъ овладѣлъ ТаттоГі, назы­ ваемой также Нагаромъ, или «Городомъ» по преимуществу, населеніе его, по свидетельству современниковъ, заключало 60,000 торговцевъ, 40.000 ткачей, ‘20.000 другихъ рабочихъ. Въ настоящее же время число жителей этого нѣ- 2 3 9 ГЛАВА. II.— когда многолюднаго города, значительный про­ цента которыхъ ежегодно погибаетъ отъ лихо­ радки, не превышаетъ 8.000 душъ. Подобно Марсели, Венеціи, Александріи, Одессѣ, Барселонѣ и другимъ торговымъ горо- дамъ, находящимся внѣ рѣчпаго бассейна, для котораго они служатъ рынками сбыта, Карачи, портъ котораго теперь сдѣлался истиннымъ тор­ говымъ входомъ Инда, лежитъ внѣ области ни­ зовья, проходимой блуждающими рукавами рѣкп и соединяется- съ Индомъ лишь кана- ломъ, недавно прорытымъ. Судоходство по этимъ внутренпимъ водамъ очень затруднитель­ но, и это обстоятельство заставило англичанъ построить одну изъ ихъ первыхъ желѣзныхъ дорогъ между Карачи и вершиною дельты, чтобы имѣть возможность отправлять людей и товары сухимъ путемъ. Суда гребныя, парус- ныя или паровыя, которыя употребляются на нижнемъ Индѣ, имѣютъ не болѣе четырехъ или пяти футовъ водоуглубленія. Съ 1835 года, эпохи введенія пароходства на Индѣ, двпже- піе товаровъ и пассажировъ увеличилось, но въ гораздо меныией пропорціи, чѣмъ ожидали; въ Индіи, какъ и въ Западной Евронѣ, отяо- сительная дешевизнаводяныхъ путей сообщенія не могла выдержать конкуренціи быстрыхъ пу­ тей желѣзныхъ. Въ 1874 году по Инду ходило 14 пароходовъ. Цѣнность товаровъ, перевезен- ні,тхъ въ томъ году порѣкѣ на пароходахъ и баркахъ, простиралась до 42.800.000 франк. Рыболовство на Индѣ все еще весьма значи­ тельно, особенно въ области дельты, и доста­ вляет!, преимущественно одну породу, п а л у ,— мало отличающуюся отъ гильзы , живущей въ Гангѣ, — которая составляетъ главную пищу всѣхъ прибрежныхъ жителей; рыбаки ловятъ ее или сѣтями, поддерживаемыми пустыми гли­ няными шарами, или направляя, во время раз­ ливовъ, воды рѣки въ бассейны, гдѣ рыба со­ бирается вътакомъмножествѣ, что иногда удает­ ся поймать вт, короткое время мПогіе десятки ты­ сячъ штукъ. Сосѣднія моря доставляютъ особую породу сельдей, а также акулъ, плавники ко­ торыхъ, считающіеся болынимъ лакомствомъ у китайскихъ гастрономовъ, отправляются от­ сюда въ Бомбей для рынковъ шанхайскаго и гонконгскаго. Каста'рыбаковъ отличается отъ другихъ классовъ населенія Синда своей смыш­ леностью и отвагой *). Портовый городъ Карачи претендуетъ на ти- тулъ синдскаго «Бомбея» Еще въ началѣ прош­ лаго столѣтія онъ былъ простой деревней, я кое-какая торговая дѣятельность появилась въ немъ лишь послѣ обмелѣнія гавани Шахъ-Бан- дара, на Индѣ, но несчаныя мели, заграждаю- щія нроходъ, II малая глубина фарватера за­ трудняли входъ въ портъ, который былъ до- и н д у с т а н ъ . 2 4 0 Ч Carlws. „.Journal of the Geographical Society of London", 1838.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz