Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
Гайдерабадъ, въ древности Неранкотъ, ко- мандуетъ съ высоты своего холма надъ аллю- віальною областью, гдѣ начинается дельта Ин да. Вѣтвь этой рѣкя, называемая Пудели, от- дѣляется отъ главнаго ствола почти въ 2о ки- лометрахъ выше Гайдерабада и впадаетъ въ Лахпадскій лиманъ, при входѣ' въ Раннъ; но, кажется, въ предшествовавшую эпоху, і;огда главное теченіе Инда проходило на востокѣ въ руслѣ Пураны, или «Старой Рѣки», бифуркація происходила у подошвы ІІеранкотскаго холма По мнѣнііо Коннингама и другихъ коммента- торовъ древней географіи Яндіи, нынѣшній Гайдерабадъ занпмаетъ мѣстоположеніе древ ней Паталы. бывшей главнымъ городомъ стра ны во времена похода Александра Македон- скаго; она пріобрѣла такую громкую славу, какъ гавань священной рѣки, что имя ея сде лалось сипонимоМі. «Врать Спасенія»; этовъ честь ея, по слонамъ ученаго Іешке, буддій- скій храмъ въ Лассѣ получилъ наименованіѳ Потала, едва разнящееся отъ Патала. Въ на стоящее время Гайдерабадъ имѣетъ важность лишьвъ стратегнческомъ отношеніи; но вънемъ суіцествуютъ также нѣкоторыя отрасли ману фактурной промышленности, и произведенія, ко торый онъ посылаетъ на европейская выставки, оружіе, шелковыя матеріи, вышитыя золотомъ и серебромъ ткани, эмальированныя галанте- рейныя издѣлія, принадлежать къ наиболѣе дѣнимымъ предметамъ этого рода. Гайдерабадъ удаленъ отъ нынѣшняго русла Инда почти на 6 километровъ, и пристанью его на этой рѣкѣ служитъ деревня Гиду-Бандаръ, которая сооб щается посредствомъ пароваго парома съ горо домъ Котри, стоящимъна правомъ берегу глав ной рѣки; высокія береговыя плотины защища- ютъ этотъ послѣдній городъ отъ наводненій Инда п внезапныхъ разливовъ его притока, Барана. Благодаря желѣзной дорогѣ, соеди няющей Карачи съ Котри, приморскій портъ съ рѣчною гаванью, эта последняя долгое вре мя пользовалась весьма значительными торго- вымъ движеніемъ; но продолженіе рельсоваго пути, связаннаго теперь съ общею сѣтыо же- лѣзныхъ дорогъ, сильно уменьшило важность Котри, который нересталъ быть мѣстомъ обя зательной перегрузки товаровъ. Сравнительно, городъ Татта, стоящій ниже, близъ развѣтвле- нія наиболѣе посѣщаемыхъ судами проходовъ Инда, потерялъ еще гораздо больше, чѣмъ Ко три. Около конца семнадцатаго столѣтія чума такъ свирѣнствовала тамъ, что отъ нея умер ло, говорятъ, восемьдесятъ тысячъ человѣкъ. Однако, въ половинѣ восемнадцатаго столѣтія, когда Надиръ ПІахъ овладѣлъ ТаттоГі, назы ваемой также Нагаромъ, или «Городомъ» по преимуществу, населеніе его, по свидетельству современниковъ, заключало 60,000 торговцевъ, 40.000 ткачей, ‘20.000 другихъ рабочихъ. Въ настоящее же время число жителей этого нѣ- 2 3 9 ГЛАВА. II.— когда многолюднаго города, значительный про цента которыхъ ежегодно погибаетъ отъ лихо радки, не превышаетъ 8.000 душъ. Подобно Марсели, Венеціи, Александріи, Одессѣ, Барселонѣ и другимъ торговымъ горо- дамъ, находящимся внѣ рѣчпаго бассейна, для котораго они служатъ рынками сбыта, Карачи, портъ котораго теперь сдѣлался истиннымъ тор говымъ входомъ Инда, лежитъ внѣ области ни зовья, проходимой блуждающими рукавами рѣкп и соединяется- съ Индомъ лишь кана- ломъ, недавно прорытымъ. Судоходство по этимъ внутренпимъ водамъ очень затруднитель но, и это обстоятельство заставило англичанъ построить одну изъ ихъ первыхъ желѣзныхъ дорогъ между Карачи и вершиною дельты, чтобы имѣть возможность отправлять людей и товары сухимъ путемъ. Суда гребныя, парус- ныя или паровыя, которыя употребляются на нижнемъ Индѣ, имѣютъ не болѣе четырехъ или пяти футовъ водоуглубленія. Съ 1835 года, эпохи введенія пароходства на Индѣ, двпже- піе товаровъ и пассажировъ увеличилось, но въ гораздо меныией пропорціи, чѣмъ ожидали; въ Индіи, какъ и въ Западной Евронѣ, отяо- сительная дешевизнаводяныхъ путей сообщенія не могла выдержать конкуренціи быстрыхъ пу тей желѣзныхъ. Въ 1874 году по Инду ходило 14 пароходовъ. Цѣнность товаровъ, перевезен- ні,тхъ въ томъ году порѣкѣ на пароходахъ и баркахъ, простиралась до 42.800.000 франк. Рыболовство на Индѣ все еще весьма значи тельно, особенно въ области дельты, и доста вляет!, преимущественно одну породу, п а л у ,— мало отличающуюся отъ гильзы , живущей въ Гангѣ, — которая составляетъ главную пищу всѣхъ прибрежныхъ жителей; рыбаки ловятъ ее или сѣтями, поддерживаемыми пустыми гли няными шарами, или направляя, во время раз ливовъ, воды рѣки въ бассейны, гдѣ рыба со бирается вътакомъмножествѣ, что иногда удает ся поймать вт, короткое время мПогіе десятки ты сячъ штукъ. Сосѣднія моря доставляютъ особую породу сельдей, а также акулъ, плавники ко торыхъ, считающіеся болынимъ лакомствомъ у китайскихъ гастрономовъ, отправляются от сюда въ Бомбей для рынковъ шанхайскаго и гонконгскаго. Каста'рыбаковъ отличается отъ другихъ классовъ населенія Синда своей смыш леностью и отвагой *). Портовый городъ Карачи претендуетъ на ти- тулъ синдскаго «Бомбея» Еще въ началѣ прош лаго столѣтія онъ былъ простой деревней, я кое-какая торговая дѣятельность появилась въ немъ лишь послѣ обмелѣнія гавани Шахъ-Бан- дара, на Индѣ, но несчаныя мели, заграждаю- щія нроходъ, II малая глубина фарватера за трудняли входъ въ портъ, который былъ до- и н д у с т а н ъ . 2 4 0 Ч Carlws. „.Journal of the Geographical Society of London", 1838.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz