Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

■среднимъ числомъ, въ двадцать разъ боіѣе, состояніи начатки нашей первобытной обра- чѣмъ на равной поверхности Франціи, имѣю- зованностн. щей, сравнительно, сырой клнматъ. Рѣки за- Еще въ прошломъ столѣтіи ученые, задав- ключаюгь въ своихъ руслахъ жидкую массу, шіеся цѣлью отыскать начало и происхожденіе -соразмѣрную обилію выпадающей дождевой во- европейской культуры, обращали взоры преішу- ды; несмотря на относительно небольшую іцественно къ Гредіи и Малой Азіи; они вы- длинуи узкій бассейнъ, индійскіе потоки, какъ, пытывали также у древняго Египта и у Хал- напримѣръ, Брахмапутра, могутъ быть поста- деи ихъ историческія тайны; но открытіе со- влены на-ряду съ самыми могучими рѣками кровищъ, которыми нынѣшній міръ обязанъ •земнаго шара, и огромнымъ количествомъ отдѣленнымъ отъ него длиннымъ рядомъ вѣ- -своихъ наносовъ они снособствуютъ быстрому ковъ первобытнымъ человѣческимъ обществаыъ нзмѣненію очертанія береговъ: хотя они изли- Верхняго Пенджаба, принадлежите искателям ь ваются въ океанъ съ приливами, такъ что от- недавнихъ и современныхъ намъ поколѣній. ливъ дважды въ сутки прочищаетъ ихъ устья, На разстояніи болѣе чѣмъ 3.000 лѣтъ иочтен- тѣмъ не менѣе, однако, большая часть глав- ныя слова ведъ, произнесенныя рищіями, или ныхъ рѣкъ йндіи и Индо-Китая выдвинула «мудрецами», представляются людямъ нашихъ ■свои дельты на болыпія разстоянія въ море, дней какъ бы пѣснями ихъ дѣтства: имъ кажет- Даже по рельефу морскаго дна и по явленіямъ, ся, какъ будто они слышали ихъ въ колыбели, происходяіцимъ въ глубинахъ моря, Индія повторяли ихъ въ сновидѣніи, въ грезахъ,— •отличается отъ другихъ областей земли. Юж- до такой степени они вызываютъ въ ихъ умѣ выя моря, воды Антильскихъ и Багамскихъ знакомыя внечатлѣнія; они какъ будто узна- •острововъ имѣютъ свои коралдовыя кольца, но ютъ глубоко запечатлѣнную память ихъ соб- никакой архипелагъ Мадрепоровыхъ острововъ ственнаго прошлаго въ исторіи этого обще- не можетъ сравняться съ «десятью тысячами ства отдаленныхъ временъ. Культъ ведиче- ■острововъ» Малдивскаго архипелага, замѣча- скихъ племенъ, поселившихся на берегахъ «Се- тельнаго необыкновенною правильностью сво- ми рѣкъ». тотъ же самый, который ребенокъ ихъ кольцеобразныхъ рифовъ, состоящихъ изъ воспроизводитъ инстинктивно, трепеща пе- другихъ «атолловъ'», которые, въ свою очередь, редъ грозой, взывая, словно къ божеству, къ подраздѣляются на подводные камни точно та- солнцу и дождю, олицетворяя всѣ предметы кой же формы, едва выстуиаюшіе надъ поверх- природы, деревья, ручьи и облака. Простые ми­ лостью моря своими обломанными ска- ѳы этой первобытной религіи арійскихъ наха­ лами, рей переходили изъ поколѣнія въ поколѣніе, изъ Часть человѣчества, живущая въ Восточной культа въ культъ, и послѣ тысячи измѣненій, Индіи и особенно въ собственно такъ-яазы- которымъ они подвергались вслѣдствіе примѣси ваемомъ йндустанѣ, есть одна изъ тѣхъ, кото- различныхъ элементовъ, ихъ можно различить рыя, по важности своей исторической роли, на- и теперь еще; даже имена древний» боговъ не- чиная съ первыхъ временъ цивилизаціи, мо- забыты. Иная сказка, которую гдѣ-нибудь въ гутъ оспаривать первое мѣсто у народовъ за- Тюрпнгіи, въ Абруццахъ или въ Лимузѳнѣ ста- пада. Ужо самая численность обезпечиваетъ рая поселянка разсказываетъ въ длинные зим- ей видное мѣсто между группами націй, такъ ніе вечера, походить, какъ двѣ капли воды, на какъ болѣе одной пятой человѣческаго рода, разсказы, которые можно услышать но вече- слишкомъ 300 милліоновъ людей, скучено на рамъ въ хижинахъ Декана или Раджпутаны; двухъ полуостровахъ, отъ устьевъ Инда до отъ устья Меконга до мысовъ Финистеррѳ Сингапурскаго пролива; слѣдовательно, обита- Европы, тотъ или другой суевѣрный обрядъ тели этихъ странъ въ четыре или въ пять разъ всегда соблюдается крестьянином'!, въ важныхъ болѣе сближены другъ съ другомъ, чѣмъ жи- обстоятельствахъ его жизни, хотя первоначаль- тели остальной земли, и въ нѣкоторыхъ, осо- ный смыслъ этого обряда ему совершенно не- бенно счастливыхъ въ этомъ отношеніи обла- извѣстенъ. стяхъ, каковы, напримѣръ, равнины Ауда и И въ то время, какъ этотъ общій капиталъ, Бенгаліи, земля населена такимъ болынимъ обіцій запасъ знаній сохранялся въ народиомъ числомъ людей, какого не встрѣтишь нигдѣ въ умѣ, отъ одного додругаго конца Стараго Свѣ- другомъ мѣстѣ, за исключеніемъ большихъ го- та, успѣхи, достигнутые въ высшихъ сферахъ родовъ. Правда, значеніе и дѣла націй измѣ- мысли, у родственныхъ націй, раздѣленныхъ ряются не густотой ихъ населенности; но имен- «индійскимъ Кавказомъ», шли путемъ соотвѣтг но между общими предками нынѣшнихъ инду- ственной эволюціи. Индусскіе философы затро- совъ и ихъ сосѣдей на сѣверномъ склонѣ Гин- гивали великія проблемы жизни съ такою же ду-куша историки отыскали, между первыми смѣлостью и такою же широтою взглядовъ, какъ воспитателями цивилизованнаго человѣчества, это дѣлали позднѣе метафизики Греціи и запад- тѣхъ, которые всего болѣе приближаются къ ныхъ странъ; въ то же время рапсоды воспѣвали заПаднымъ народамъ по языку и генію и ко- дѣяніягероевъ.имало по-малуобразовалисьдив- торые оставили намъ въ наиболѣе чистомъ ныяэпопеи,отдаленныйотголосокъкоторыхъмы ,5 0БЩІЙ ВЗГЛЯДЪ. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz