Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
23 5 ГЛАВА I I .— ИНДУСТАНЪ. 23 6 . же въ Дераджатѣ, на берегахъ или въ сосѣд- ствѣ Инда, въ Даманъ-и-Кохѣ, или «Піемоятѣ» (Иодгорьи), который тянется вдоль афганской границы. Городъ Калабахъ, или «Черный Садъ», расположилъ свои дома амфитеатромъ на скалѣ изъ каменной соли, при выходѣ ущелья, которымъ рѣка проходитъ Соляную цѣпь; террасы каждаго ряда домовъ служатъ улицей выше стоящимъ домамъ, а надъ всѣми этими ступенями, расположенными въ родѣ ярусовъ цирка, высится соляной утесъ, съ вер шины котораго чиновники фиска зорко слѣ- дятъ, чтобы обыватели не царапали полъ сво ихъ жилищъ или далее, по мѣстной поговоркѣ, не позволяли бы своему домашнему скоту «ли зать камни тропинки». Разработка соляныхъ ломокъ производится только по другую сторону Инда, близъ деревни Мари; впрочемъ, экспло- атація ихъ незначительна, благодаря тому обстоятельству, что потребленіе соли. ограни чено ревнивой монополией; добываютъ также квасцы и желѣзную руду изъ окрестныхъ хол мовъ. На западѣ, въ циркѣ горъ Банну, Ду- лиинагаръ, оффиціально называемый англо- персидскимъ именемъ Эдуардсабадъ,— самъ по себѣ маленькій городокъ; но онъ имѣетъ весьма важное торговое и военное значеніе, потому что въ немъ сходятся многія изъ дорогъ, спу скающихся съ афганскихъ плоскогорій. Почти на всѣхъ выступахъ окрестныхъ горъ виднѣ- ются остатки древнихъ памятниковъ, относя щихся къ разнымъ эпохамъ, начиная съ буд- дійскихъ вѣковъ; всѣмъ имъ даютъ безразлично одно и то же названіе Кафиръ-Котъ, т. е. «Крѣ- пость невѣрныхъ». На вершинѣ горы Шейкъ- будинъ (1.375 метровъ высоты) теперь стоятъ казармы, куда посылаютъ выздоравливающихъ солдатъ для возстановленія здоровья; но на этомъ пикѣ жара лѣтомъ еще слишкомъ силь на, чтобы можно было тамъ основать санитар ный городъ. Дера-Измаилъ-ханъ, новый городъ, наслѣ- довавшій прежнему городу того же имени, ко торый былъ разрушенъ наводненіемъ Инда въ 1823 году, тоже преставляетъ сильную воен ную позицію и командуетъ выходомъ Гомуль- скаго ущелья, огибающаго на сѣверѣ массивъ Тахтъ-и-Сулейманъ (Соломоновы горы); два раза въ годъ въ этомъ городѣ составляются болыніе караваны повиндаховъ, или «скорохо- довъ», отправляющіеся отсюда совершать свой обычный обходъ Афганистана: около 12.000 людей и 35.000 верблюдовъ проходитъ каж дый годъ Гомульскимъ уіцельемъ. Цѣнпость торговаго обмѣна черезъ этотъ проходъ въ те ч ет е фискальнаго 1869 —1870 года простира лась до 8.250.000 франковъ. Другой городъ, основанный балучами или белуджйотанцами, Дера-Гази-ханъ, торговый аванпостъ Муль- тана на Индѣ,— гоже очень оживленный тор говый пунктъ; онъ наслѣдовалъ, какъ рынокъ южнаго Дераджата, городу Митанкотъ, кото рый опустошительными наводненіями Инда вынуягденъ былъ перейти на другое мѣсто, и. съ тѣхъ поръ купцы Покинули его. Большая ярмарка, на которую съѣзжаются и сходятся какъ индусы, такъ и мусульмане, бываетъ так же около знаменитаго храма Сакки-Сарваръ, который во все остальное время года окруженъ безлюдными пустынями; племя, состоящее изъ 1.600 слишкомъ дупгь, которое охраняетъ это святилище, дѣлитъ между собою приношенія. пилигримовъ *). Въ этой области переходъ че резъ Соломоновы горы очень затруднителевъ,. по причинѣ болыпаго протяженія дорогъ, ко торыя извиваются въ ущельяхъ, по песчаному или каменному дну высохшихъ горныхъ но— токовъ, между рядами скалъ параллельныхъ предгорій, однообразно покрытыхъ маленькими пальмами, акаціями, а выше хвойными де ревьями. Торговый центръ всей области Инда, за ключающейся между мысомъ Пяти Рѣкъ и би- фуркаціей дельты, есть городъ Шикарпуръ, по строенный среди садовъ, въ хорошо орошаемой равнинѣ, которая нѣкогда была морскимъ за- ливомъ и которая продолжается на сѣверъ песчаными пространствами. Важное значевіе- этого города обусловливается его выгодны мъ- положеніемъ при дорогѣ, которая проходитъ на югъ отъ Сулейманъ-дага и ведетъ къ пло- скогорьямъ Белуджистана или черезъ Болап- скій, или черезъ Гарнайскій проходъ. Шикар- пурскіе купцы еще предпріпмчивѣе мультан- скихъ, и городъ ихъ служить главнымъ скла- дочнымъ мѣстомъ для товаровъ и продуктовъ, отправляемыхъ изъ всѣхъ частей Индустана к даже изъ Англіи; въ самомъ Шикарпурѣ фа брикуются, тоже для отпускной торговли, ковры и бумажный ткани. Въ 1880 году, когда англій- ское правительство, посылая свои арміи въ Афганистанъ, повидимому, рѣшилось исправить- съ западной стороны свои границы Индійской имперіи, Шикарпуръ былъ выбранъ какъ исходный пунктъ желѣзной дороги, которая должна современемъ соединить Индію съ бере гами Средиземнаго моря чрезъ Кандагаръ и долину Евфрата. Принялись за дѣло съ такимъ рвеніемъ, что, казалось, можно было съ полною увѣренностью предсказать быстрое окончаніе проектированнаго великаго пути: первый уча- стокъ, длинною въ 215 километровъ, былъ вполнѣ окончеиъ въ продолженіе 101 дня и уже работали надъ сооруженіемъ подъема на плоскогорье, какъ вдругъ перемѣна напра- вленія въ политикѣ заставила отказаться отъ исполненія этого предпріятія. Рельсовый путь, начинающейся въ городѣ Саккарѣ, сообщается *) Raverty, „Journal of the Asiatic Society of Ben gal11. 1856, JN» IT . 2) Richard Temple, „Proceedings of the Geographical Society of London11, sept. 1880.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz