Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

23 5 ГЛАВА I I .— ИНДУСТАНЪ. 23 6 . же въ Дераджатѣ, на берегахъ или въ сосѣд- ствѣ Инда, въ Даманъ-и-Кохѣ, или «Піемоятѣ» (Иодгорьи), который тянется вдоль афганской границы. Городъ Калабахъ, или «Черный Садъ», расположилъ свои дома амфитеатромъ на скалѣ изъ каменной соли, при выходѣ ущелья, которымъ рѣка проходитъ Соляную цѣпь; террасы каждаго ряда домовъ служатъ улицей выше стоящимъ домамъ, а надъ всѣми этими ступенями, расположенными въ родѣ ярусовъ цирка, высится соляной утесъ, съ вер­ шины котораго чиновники фиска зорко слѣ- дятъ, чтобы обыватели не царапали полъ сво­ ихъ жилищъ или далее, по мѣстной поговоркѣ, не позволяли бы своему домашнему скоту «ли­ зать камни тропинки». Разработка соляныхъ ломокъ производится только по другую сторону Инда, близъ деревни Мари; впрочемъ, экспло- атація ихъ незначительна, благодаря тому обстоятельству, что потребленіе соли. ограни­ чено ревнивой монополией; добываютъ также квасцы и желѣзную руду изъ окрестныхъ хол­ мовъ. На западѣ, въ циркѣ горъ Банну, Ду- лиинагаръ, оффиціально называемый англо- персидскимъ именемъ Эдуардсабадъ,— самъ по себѣ маленькій городокъ; но онъ имѣетъ весьма важное торговое и военное значеніе, потому что въ немъ сходятся многія изъ дорогъ, спу­ скающихся съ афганскихъ плоскогорій. Почти на всѣхъ выступахъ окрестныхъ горъ виднѣ- ются остатки древнихъ памятниковъ, относя­ щихся къ разнымъ эпохамъ, начиная съ буд- дійскихъ вѣковъ; всѣмъ имъ даютъ безразлично одно и то же названіе Кафиръ-Котъ, т. е. «Крѣ- пость невѣрныхъ». На вершинѣ горы Шейкъ- будинъ (1.375 метровъ высоты) теперь стоятъ казармы, куда посылаютъ выздоравливающихъ солдатъ для возстановленія здоровья; но на этомъ пикѣ жара лѣтомъ еще слишкомъ силь­ на, чтобы можно было тамъ основать санитар­ ный городъ. Дера-Измаилъ-ханъ, новый городъ, наслѣ- довавшій прежнему городу того же имени, ко­ торый былъ разрушенъ наводненіемъ Инда въ 1823 году, тоже преставляетъ сильную воен­ ную позицію и командуетъ выходомъ Гомуль- скаго ущелья, огибающаго на сѣверѣ массивъ Тахтъ-и-Сулейманъ (Соломоновы горы); два раза въ годъ въ этомъ городѣ составляются болыніе караваны повиндаховъ, или «скорохо- довъ», отправляющіеся отсюда совершать свой обычный обходъ Афганистана: около 12.000 людей и 35.000 верблюдовъ проходитъ каж­ дый годъ Гомульскимъ уіцельемъ. Цѣнпость торговаго обмѣна черезъ этотъ проходъ въ те­ ч ет е фискальнаго 1869 —1870 года простира­ лась до 8.250.000 франковъ. Другой городъ, основанный балучами или белуджйотанцами, Дера-Гази-ханъ, торговый аванпостъ Муль- тана на Индѣ,— гоже очень оживленный тор­ говый пунктъ; онъ наслѣдовалъ, какъ рынокъ южнаго Дераджата, городу Митанкотъ, кото­ рый опустошительными наводненіями Инда вынуягденъ былъ перейти на другое мѣсто, и. съ тѣхъ поръ купцы Покинули его. Большая ярмарка, на которую съѣзжаются и сходятся какъ индусы, такъ и мусульмане, бываетъ так­ же около знаменитаго храма Сакки-Сарваръ, который во все остальное время года окруженъ безлюдными пустынями; племя, состоящее изъ 1.600 слишкомъ дупгь, которое охраняетъ это святилище, дѣлитъ между собою приношенія. пилигримовъ *). Въ этой области переходъ че­ резъ Соломоновы горы очень затруднителевъ,. по причинѣ болыпаго протяженія дорогъ, ко­ торыя извиваются въ ущельяхъ, по песчаному или каменному дну высохшихъ горныхъ но— токовъ, между рядами скалъ параллельныхъ предгорій, однообразно покрытыхъ маленькими пальмами, акаціями, а выше хвойными де­ ревьями. Торговый центръ всей области Инда, за­ ключающейся между мысомъ Пяти Рѣкъ и би- фуркаціей дельты, есть городъ Шикарпуръ, по­ строенный среди садовъ, въ хорошо орошаемой равнинѣ, которая нѣкогда была морскимъ за- ливомъ и которая продолжается на сѣверъ песчаными пространствами. Важное значевіе- этого города обусловливается его выгодны мъ- положеніемъ при дорогѣ, которая проходитъ на югъ отъ Сулейманъ-дага и ведетъ къ пло- скогорьямъ Белуджистана или черезъ Болап- скій, или черезъ Гарнайскій проходъ. Шикар- пурскіе купцы еще предпріпмчивѣе мультан- скихъ, и городъ ихъ служить главнымъ скла- дочнымъ мѣстомъ для товаровъ и продуктовъ, отправляемыхъ изъ всѣхъ частей Индустана к даже изъ Англіи; въ самомъ Шикарпурѣ фа­ брикуются, тоже для отпускной торговли, ковры и бумажный ткани. Въ 1880 году, когда англій- ское правительство, посылая свои арміи въ Афганистанъ, повидимому, рѣшилось исправить- съ западной стороны свои границы Индійской имперіи, Шикарпуръ былъ выбранъ какъ исходный пунктъ желѣзной дороги, которая должна современемъ соединить Индію съ бере­ гами Средиземнаго моря чрезъ Кандагаръ и долину Евфрата. Принялись за дѣло съ такимъ рвеніемъ, что, казалось, можно было съ полною увѣренностью предсказать быстрое окончаніе проектированнаго великаго пути: первый уча- стокъ, длинною въ 215 километровъ, былъ вполнѣ окончеиъ въ продолженіе 101 дня и уже работали надъ сооруженіемъ подъема на плоскогорье, какъ вдругъ перемѣна напра- вленія въ политикѣ заставила отказаться отъ исполненія этого предпріятія. Рельсовый путь, начинающейся въ городѣ Саккарѣ, сообщается *) Raverty, „Journal of the Asiatic Society of Ben­ gal11. 1856, JN» IT . 2) Richard Temple, „Proceedings of the Geographical Society of London11, sept. 1880.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz