Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
223 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 224. вера, въ раввинѣина сосѣдвихъ горахъ. Это— афганцы, соплеменники тѣхъ, которые, перейдя Индъ и проникнувъ въ бассейнъ Ганга, осно вали у подошвы Гималайскихъ горъ маленькія воинственныя государства, извѣстныя подъ об- щимъ именемъ Рохильхандъ, или «страны гор цевъ». Юзуфзап, или юзуфсаи— одно изъ аф- ганскихъ племенъ. которое всего чаще срав нивали съ древними іуделми, и многіе миссі- онеры признали гірандоподобнымъ мусульман ское предаиіе, которое вндитъ въ этихъ афган- цахъ потомковъ плѣпниковъ, уведепныхъ изъ Тудеи въ Вавиловъ. И дѣйствительно, ихъ нравы и религіозные обычаи совершенно тѣже, какіе были у жителей Палестины во времена судей; хотя отдѣленные отъ той эпохи промежуткомъ почти въ три тысячи лѣтъ, они переживаютъ теперь тотъ же самый періодъ цивилизаціи. Педавніе кочевники, пынѣ осѣдлые земледѣль- цы, но по-прежнему проникнутые воинствен- нымъ духомъ, сгорающіе отъ нетерпѣнія при разсказѣ о битвахъ и военныхъ подвнгахъ ихъ племени, юзуфзаи дѣлятся на большое число клановъ, которые, въ свою очередь, подраздѣ- ляются на второстепенный группы, часто враж дующая между собою. Родовая месть переходіпъ у нихъ отъ поколѣнія къ поколѣнію въ течевіе длнннаго ряда лѣіъ; чтобы покончить свои споры, враждующіе иногда избираіотъ какой- нибудь національный праздники и вызываютъ другъ друга на публичное единоборство, кото рое, однако, верѣдко переходить въ общую свалку и порождаешь новыя наслѣдственныя распри. Магометане суннитскаго толка, они от личаются рѣзкимъ фанатизмомъ и регулярно отдаютъ десятину своимъ мвогочислепнымъ мулламь; эти послѣдніе, составляющіе с и л ь ное колѣно, какъ сыны Левіины у евреевъ, освобождены отъ платежа податей, и города ихъ, почитаемые священными, служатъ мѣстомъ убѣжища для престуиниковъ. Но какъ бы ни было велико сходство нравовъ между древни ми іудеями нюзуфзаяміі, послѣдніе несомнѣнпо чистые афганцы, и языкъ ихъ, называемый пушту, мало разнится отъ того, которымъ гово рятъ жители нагорья. Они дали нѣкоторое ко личество своихъ словъ нарѣчію урду, преобла дающему въ равнинахъ Сѣверной Индіи. Другія афганскія племена, извѣстныя подъ общимъ именемъ афридіевъ, занимаютъ мас сивъ горъ, ограничивающий на югѣ Пешавер- скую равнину, и раздѣляются на хейли , т. е. кланы, часто ведуіціе вийпы между собою. Да- лѣе наюгѣ, долины Сулейманъ-дага населены марваттіями, земледѣльческими и пастушески ми народцами, которые имѣютъ гораздо болѣе кроткій нравъ, чѣмъ афридіи, и отличаются прямодушіемъ, простотой обычаевъ, уваженіемъ къ женщпнѣ. Иапротивъ, баннучи, или жители области Банну, съ давнихъ поръ порабощен ные мелкими начальниками племени, подвер гающими ихъ принудительной, своего рода ка торжной работѣ, не имѣютъ и тѣни той гордо сти и прямоты характера, какими отличаются горцы окрестныхъ мѣстностей: малорослые, изнуренные, болѣзненные, они составляютъ сбродъ людей различнаго происхожденія. сход ных!» между собою въ томъ, что всѣ они в ъ равной степени иріобрѣли нравы и привычки невольника. Въ этомъ отношеніи они соста вляютъ прямую противоположность съ вольными, вазиріямп, племена которыхъ бродягь въ го рахъ къ западу отъ Дура-Хази-ханъ. Всегда вооруліенпые, какъ и патапы, ихъ сосѣди, ва- зиріи съ гордостью вспоминаютъ, что ихъ пред ки часто воевали въ Индіи, покорили Дели, командовали надъ царями и браманами. И теперь еще они охотно идутъвъвоенную службу;, по первому сигналу вазирін собираются, воору женные, вокругъ своего вождя, призывающаго- ихъ на какую-нибудь военную экспедицію '). На сѣверо-западѣ Индустана, городъ Пеша- веръ имѣетъ важное стратегическое значеніе, какъ главная сторожевая крѣпость. Построен ный среди равнины, по которой протекаешь, рѣка Кабулъ, или Ландеръ до своего соедине- нія съ Индомъ, и которая перерѣзана въ всѣхъ направленіяхъ оросительными каналами, этотъ городъ, такъ сказать, составляетъ, на оконеч ности громадной Индійской имперіи и на боль шой дорогѣ торговли и завоеваній, мостовое укрѣпленіе, тетъ-де-понъ, всей страны, лежа щей за нимъ, по другую сторону Инда. Аттокъ— охранитель перехода черезъ Индъ,, Пешаверъ— укрѣпленный пунктъ, откуда англичане на- блюдаютъ за воинственными горскими на родцами. Впрочемъ, самъ Пешаверъ— это про сто городъ, выстроенный изъ кирпича и битой глины и защищенный отъ воровъ глиняными стѣнами; но на сѣверѣ отъ него стоить вну шительный фортъ Балагиссаръ. и англійскіе кантонементы (постоянныя мѣста расположе- нія войскъ) занимаютъ скаты возвышенности, откуда открывается обширный видъ, обнимаю- щій всю равнину и простирающійся вдаль къ нроходамъ афганскихъ горъ. Другіе защищен ные военные посты дополняютъ систему обо роны обширнаго укрѣпленнаго лагеря, кото рый британское правительство должно было установить на этомъ слабомъ пунктѣ своихъ гранпцъ, къ которымъ уже протягивается колос сальная тѣнь Россіи: на сѣверѣ, фортъ Абазай охраняетъ входъ въ ущелья рѣки Сватъ, и другія укрѣпленія разставлены черезъ извѣст- ные промежутки у подошвы горъ; на сѣверо- западѣ, главная долина, именно долина рѣки Кабулъ, оберегается, въ мѣстѣ бифуркаціи орошающихъ равнину каналовъ, фортомъ Миш ин; на западѣ и юго-заітадѣ, форты Джам- рудъ и Бара защищаюшь Пешаверскіе канто- *) Raverty; Rowney, „The wild Tribes of India11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz