Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

223 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 224. вера, въ раввинѣина сосѣдвихъ горахъ. Это— афганцы, соплеменники тѣхъ, которые, перейдя Индъ и проникнувъ въ бассейнъ Ганга, осно­ вали у подошвы Гималайскихъ горъ маленькія воинственныя государства, извѣстныя подъ об- щимъ именемъ Рохильхандъ, или «страны гор­ цевъ». Юзуфзап, или юзуфсаи— одно изъ аф- ганскихъ племенъ. которое всего чаще срав­ нивали съ древними іуделми, и многіе миссі- онеры признали гірандоподобнымъ мусульман­ ское предаиіе, которое вндитъ въ этихъ афган- цахъ потомковъ плѣпниковъ, уведепныхъ изъ Тудеи въ Вавиловъ. И дѣйствительно, ихъ нравы и религіозные обычаи совершенно тѣже, какіе были у жителей Палестины во времена судей; хотя отдѣленные отъ той эпохи промежуткомъ почти въ три тысячи лѣтъ, они переживаютъ теперь тотъ же самый періодъ цивилизаціи. Педавніе кочевники, пынѣ осѣдлые земледѣль- цы, но по-прежнему проникнутые воинствен- нымъ духомъ, сгорающіе отъ нетерпѣнія при разсказѣ о битвахъ и военныхъ подвнгахъ ихъ племени, юзуфзаи дѣлятся на большое число клановъ, которые, въ свою очередь, подраздѣ- ляются на второстепенный группы, часто враж­ дующая между собою. Родовая месть переходіпъ у нихъ отъ поколѣнія къ поколѣнію въ течевіе длнннаго ряда лѣіъ; чтобы покончить свои споры, враждующіе иногда избираіотъ какой- нибудь національный праздники и вызываютъ другъ друга на публичное единоборство, кото­ рое, однако, верѣдко переходить въ общую свалку и порождаешь новыя наслѣдственныя распри. Магометане суннитскаго толка, они от­ личаются рѣзкимъ фанатизмомъ и регулярно отдаютъ десятину своимъ мвогочислепнымъ мулламь; эти послѣдніе, составляющіе с и л ь ­ ное колѣно, какъ сыны Левіины у евреевъ, освобождены отъ платежа податей, и города ихъ, почитаемые священными, служатъ мѣстомъ убѣжища для престуиниковъ. Но какъ бы ни было велико сходство нравовъ между древни­ ми іудеями нюзуфзаяміі, послѣдніе несомнѣнпо чистые афганцы, и языкъ ихъ, называемый пушту, мало разнится отъ того, которымъ гово­ рятъ жители нагорья. Они дали нѣкоторое ко­ личество своихъ словъ нарѣчію урду, преобла­ дающему въ равнинахъ Сѣверной Индіи. Другія афганскія племена, извѣстныя подъ общимъ именемъ афридіевъ, занимаютъ мас­ сивъ горъ, ограничивающий на югѣ Пешавер- скую равнину, и раздѣляются на хейли , т. е. кланы, часто ведуіціе вийпы между собою. Да- лѣе наюгѣ, долины Сулейманъ-дага населены марваттіями, земледѣльческими и пастушески­ ми народцами, которые имѣютъ гораздо болѣе кроткій нравъ, чѣмъ афридіи, и отличаются прямодушіемъ, простотой обычаевъ, уваженіемъ къ женщпнѣ. Иапротивъ, баннучи, или жители области Банну, съ давнихъ поръ порабощен­ ные мелкими начальниками племени, подвер­ гающими ихъ принудительной, своего рода ка­ торжной работѣ, не имѣютъ и тѣни той гордо­ сти и прямоты характера, какими отличаются горцы окрестныхъ мѣстностей: малорослые, изнуренные, болѣзненные, они составляютъ сбродъ людей различнаго происхожденія. сход­ ных!» между собою въ томъ, что всѣ они в ъ равной степени иріобрѣли нравы и привычки невольника. Въ этомъ отношеніи они соста­ вляютъ прямую противоположность съ вольными, вазиріямп, племена которыхъ бродягь въ го­ рахъ къ западу отъ Дура-Хази-ханъ. Всегда вооруліенпые, какъ и патапы, ихъ сосѣди, ва- зиріи съ гордостью вспоминаютъ, что ихъ пред­ ки часто воевали въ Индіи, покорили Дели, командовали надъ царями и браманами. И теперь еще они охотно идутъвъвоенную службу;, по первому сигналу вазирін собираются, воору­ женные, вокругъ своего вождя, призывающаго- ихъ на какую-нибудь военную экспедицію '). На сѣверо-западѣ Индустана, городъ Пеша- веръ имѣетъ важное стратегическое значеніе, какъ главная сторожевая крѣпость. Построен­ ный среди равнины, по которой протекаешь, рѣка Кабулъ, или Ландеръ до своего соедине- нія съ Индомъ, и которая перерѣзана въ всѣхъ направленіяхъ оросительными каналами, этотъ городъ, такъ сказать, составляетъ, на оконеч­ ности громадной Индійской имперіи и на боль­ шой дорогѣ торговли и завоеваній, мостовое укрѣпленіе, тетъ-де-понъ, всей страны, лежа­ щей за нимъ, по другую сторону Инда. Аттокъ— охранитель перехода черезъ Индъ,, Пешаверъ— укрѣпленный пунктъ, откуда англичане на- блюдаютъ за воинственными горскими на­ родцами. Впрочемъ, самъ Пешаверъ— это про­ сто городъ, выстроенный изъ кирпича и битой глины и защищенный отъ воровъ глиняными стѣнами; но на сѣверѣ отъ него стоить вну­ шительный фортъ Балагиссаръ. и англійскіе кантонементы (постоянныя мѣста расположе- нія войскъ) занимаютъ скаты возвышенности, откуда открывается обширный видъ, обнимаю- щій всю равнину и простирающійся вдаль къ нроходамъ афганскихъ горъ. Другіе защищен­ ные военные посты дополняютъ систему обо­ роны обширнаго укрѣпленнаго лагеря, кото­ рый британское правительство должно было установить на этомъ слабомъ пунктѣ своихъ гранпцъ, къ которымъ уже протягивается колос­ сальная тѣнь Россіи: на сѣверѣ, фортъ Абазай охраняетъ входъ въ ущелья рѣки Сватъ, и другія укрѣпленія разставлены черезъ извѣст- ные промежутки у подошвы горъ; на сѣверо- западѣ, главная долина, именно долина рѣки Кабулъ, оберегается, въ мѣстѣ бифуркаціи орошающихъ равнину каналовъ, фортомъ Миш­ ин; на западѣ и юго-заітадѣ, форты Джам- рудъ и Бара защищаюшь Пешаверскіе канто- *) Raverty; Rowney, „The wild Tribes of India11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz