Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

2 1 9 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 2 2 0 правилъ'и обрядностей своего культа и не мало скандализируюсь, недостаткомъ благочестія, ■сииаевъ изъ Восточная Индустана, приходя- щихъдля исполненія гарнизонной службы въ ихъ городахъ. Употребленіе крѣпкихъ напит- ковъ сильно распространено у западныхъ ин- дусовъ, и ещеболѣе—употребленіе бита, или индійской конопли, зелья болѣе губительнаго, чѣмъ опіумъ. Въ большей части пенджабскихъ ■ееленій есть отдельная кучка лачугъ, населен­ ная чурами, людьми низшей касты, которые физически нисколько не отличаются отъ своихъ сосѣдей, но которыхъ почему-то считаютъ не­ чистыми, даже мусульмане: должность ночнаго сторожа составляетъ наслѣдствепную профес- •сію этихъ чуровъ ')• На востокѣ, племя биль изъ' Раджпутаны по­ двинулось далеко въ оазисы пустыни, тогда какъ на западѣ, афганцы, балучи, или белуд- жистанцы, нерсіяне, бухарцы, турки и арабы въ разныя эпохи, со времени геджры, прони­ кали въ страну то какъ завоеватели, то какъ колонисты или авантюристы, и болѣе или менѣе смѣшались съ кореннымъ населеніемъ. Эти пришельцы составляютъ главную массу мусуль- манъ на берегахъ Инда и во всей западной области Пятирѣчья, тогда какъ на востокѣ большинство правовѣрныхъ, собирающихся въ мечетяхъ, состоитъ изъиндусовъ, обращенныхъ въ исламъ. Впрочемъ, между двумя боль­ шими классами магометанъ Индіи не существу- етъ рѣзкаго раздѣленія; благодаря провозгла­ шенному ислаыомъуничтоженію кастъ, ревност- нымъ мусульманамъ легко приписывать себѣ какое угодно происхожденіе. Сотни тысячъ правовѣрныхъ въ Пенджабѣ причисляютъ себя къ потомству пророка и вслѣдствіе того цри- нимаютъ титулъ сайда, или шаха; такъ, между прочимъ, даудпотры, иди «сыны Давидовы», нынѣ царствующіе въ Багавальпурѣ, принад­ л еж а в къ числу тѣхъ, которые производятъ свой родъ отъ самого Магомета. Другіе пре- тендуютъ на титулъ монголовъ, и кажется, что эти, по крайней мѣрѣ, дѣйствительно имѣютъ нѣкоторое право на особенное имя, такъ какъ «пи строго держатся особнякомъ отъ осталь­ н а я населенія и занимаются снеціальными промыслами; гордясь тѣмъ, что между ихъ предками есть товарищи по оружію Тимуридовъ, они никогда не смѣшиваютъ свою кровь съ ино­ племенниками, и у многихъ изъ нихъ, въ са- момъ дѣлѣ, рѣзко бросаются въ глаза тѣ типи- ческія черты (широкое и плоское лицо), ко­ торыя характеризуютъ монголовъ, обитателей нагорья Гоби. Имъ обыкновенно даютъ титулъ бпа или мирзы. Что касается мусульманъ аф­ ганской расы, соединяемыхъ въ одну группу подъ общимъ именемъ патанъ или рогилла, то они очень многочисленны въ округахъ, лежа- ') Campbell, „Ethnology of India“ . щихъ по ту сторону Инда, гдѣ ихъ родоначаль­ ники всѣ безъ исключенія причисляютъ себя къ сонму хановъ. Наконецъ, всѣ другіе маго­ метане не-индусы, къ какой бы расѣ они ни принадлежали—къ персидской, турецкой или белуджистанской, величаютъ себя шейхами, хотя званіе это сдѣлалось до такой степени банальными, что его уже не считаютъ титуломъ, и оно не составляетъ ни малѣйшаго отличія: всѣ богатые, при первомъ удобномъ случаѣ. мѣняютъ его на какое-нибудь болѣе высокое достоинство. Это выразилось даже въ одной пенджабской пословицѣ, которая говорить иро­ нически: «вчера былъ мужикомъ, сегодня шей- хомъ сталъ; а завтра онъ уже саидъ, если хлѣбъ подорожалъ» ‘). Въ ІІенджабѣ иреобладаетъ система мелкаго земледѣлія, но во многихъ мѣстахъ старинное коллективное или общинное землевладѣніе сохранилось до оихъ поръ; всѣ земледѣльцы раз- сматриваются какъ простые арендаторы об­ щины и платятъ ей ежегодную ренту; кромѣ того, они связаны круговою порукой передъ казной, и налогъ вносится за все сельское об­ щество. Случается также, что общинники от- чуждаютъ часть своихъ земель, сдавая ихъ въ арендное пользование постороннимъ лицамъ;въ этомъ случаѣ они дѣлятъ между собою полу­ ченный арендный деньги проиорціонально сво- имъ правамъ на общую собственность; они имѣютъ также право выкупать землю на усло- віяхъ болѣе благопріятныхъ, чѣмъ крестьяне изъ другихъ деревень. У афганскихъ племенъ округа Дера-Измаилъ-ханъ черезъ каждыя шесть лѣтъ приступаютъ къ новому передѣлу земли. Даже въ тѣхъ округахъ, гдѣ завоеватели завладѣли землей, нѣкоторые уцѣлѣвшіе обы­ чаи старины свидѣтельствуютъ о существовав- шемъ прежде общинномъ землевладѣніи, и де­ ревня до сихъ поръ сохранила свое республи­ канское устройство. Необходимость искусствен­ н а я орошенія воздѣлываемыхъ земель, естест­ венно, должна была соединять жителей одного и того же округа для прорытія и содержанія сообща ирригаціонныхъ каналовъ; почти вездѣ единство общины имѣетъ матеріальною причи­ ной бытія существованіе общаго канала, пруда или источника 2). Нужны были большія потря- сенія, произведенный завоеваніями и междо­ усобными войнами, чтобы разрушить земле- дѣльческую общину и раздѣлить интересы уча- ствовавшихъ въ ней лиць. Въ нѣкоторыхъ округахъ оросительные каналы и фонтаны при- надлежатъ другимъ владѣльцамъ, а не самимъ собственникамъ орошаемыхъ полей, и со вре­ мени вмѣшательства государства въ видахъ гірорытія болыпихъ каналовъ прибрежныя об­ щины попали, въ отношеніи орошенія своихъ ‘) Elliot, „Ilacos of the North-Western provinces of India". a) „Punjab Administration Report for 1872 - 1875“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz