Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
2 1 9 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 2 2 0 правилъ'и обрядностей своего культа и не мало скандализируюсь, недостаткомъ благочестія, ■сииаевъ изъ Восточная Индустана, приходя- щихъдля исполненія гарнизонной службы въ ихъ городахъ. Употребленіе крѣпкихъ напит- ковъ сильно распространено у западныхъ ин- дусовъ, и ещеболѣе—употребленіе бита, или индійской конопли, зелья болѣе губительнаго, чѣмъ опіумъ. Въ большей части пенджабскихъ ■ееленій есть отдельная кучка лачугъ, населен ная чурами, людьми низшей касты, которые физически нисколько не отличаются отъ своихъ сосѣдей, но которыхъ почему-то считаютъ не чистыми, даже мусульмане: должность ночнаго сторожа составляетъ наслѣдствепную профес- •сію этихъ чуровъ ')• На востокѣ, племя биль изъ' Раджпутаны по двинулось далеко въ оазисы пустыни, тогда какъ на западѣ, афганцы, балучи, или белуд- жистанцы, нерсіяне, бухарцы, турки и арабы въ разныя эпохи, со времени геджры, прони кали въ страну то какъ завоеватели, то какъ колонисты или авантюристы, и болѣе или менѣе смѣшались съ кореннымъ населеніемъ. Эти пришельцы составляютъ главную массу мусуль- манъ на берегахъ Инда и во всей западной области Пятирѣчья, тогда какъ на востокѣ большинство правовѣрныхъ, собирающихся въ мечетяхъ, состоитъ изъиндусовъ, обращенныхъ въ исламъ. Впрочемъ, между двумя боль шими классами магометанъ Индіи не существу- етъ рѣзкаго раздѣленія; благодаря провозгла шенному ислаыомъуничтоженію кастъ, ревност- нымъ мусульманамъ легко приписывать себѣ какое угодно происхожденіе. Сотни тысячъ правовѣрныхъ въ Пенджабѣ причисляютъ себя къ потомству пророка и вслѣдствіе того цри- нимаютъ титулъ сайда, или шаха; такъ, между прочимъ, даудпотры, иди «сыны Давидовы», нынѣ царствующіе въ Багавальпурѣ, принад л еж а в къ числу тѣхъ, которые производятъ свой родъ отъ самого Магомета. Другіе пре- тендуютъ на титулъ монголовъ, и кажется, что эти, по крайней мѣрѣ, дѣйствительно имѣютъ нѣкоторое право на особенное имя, такъ какъ «пи строго держатся особнякомъ отъ осталь н а я населенія и занимаются снеціальными промыслами; гордясь тѣмъ, что между ихъ предками есть товарищи по оружію Тимуридовъ, они никогда не смѣшиваютъ свою кровь съ ино племенниками, и у многихъ изъ нихъ, въ са- момъ дѣлѣ, рѣзко бросаются въ глаза тѣ типи- ческія черты (широкое и плоское лицо), ко торыя характеризуютъ монголовъ, обитателей нагорья Гоби. Имъ обыкновенно даютъ титулъ бпа или мирзы. Что касается мусульманъ аф ганской расы, соединяемыхъ въ одну группу подъ общимъ именемъ патанъ или рогилла, то они очень многочисленны въ округахъ, лежа- ') Campbell, „Ethnology of India“ . щихъ по ту сторону Инда, гдѣ ихъ родоначаль ники всѣ безъ исключенія причисляютъ себя къ сонму хановъ. Наконецъ, всѣ другіе маго метане не-индусы, къ какой бы расѣ они ни принадлежали—къ персидской, турецкой или белуджистанской, величаютъ себя шейхами, хотя званіе это сдѣлалось до такой степени банальными, что его уже не считаютъ титуломъ, и оно не составляетъ ни малѣйшаго отличія: всѣ богатые, при первомъ удобномъ случаѣ. мѣняютъ его на какое-нибудь болѣе высокое достоинство. Это выразилось даже въ одной пенджабской пословицѣ, которая говорить иро нически: «вчера былъ мужикомъ, сегодня шей- хомъ сталъ; а завтра онъ уже саидъ, если хлѣбъ подорожалъ» ‘). Въ ІІенджабѣ иреобладаетъ система мелкаго земледѣлія, но во многихъ мѣстахъ старинное коллективное или общинное землевладѣніе сохранилось до оихъ поръ; всѣ земледѣльцы раз- сматриваются какъ простые арендаторы об щины и платятъ ей ежегодную ренту; кромѣ того, они связаны круговою порукой передъ казной, и налогъ вносится за все сельское об щество. Случается также, что общинники от- чуждаютъ часть своихъ земель, сдавая ихъ въ арендное пользование постороннимъ лицамъ;въ этомъ случаѣ они дѣлятъ между собою полу ченный арендный деньги проиорціонально сво- имъ правамъ на общую собственность; они имѣютъ также право выкупать землю на усло- віяхъ болѣе благопріятныхъ, чѣмъ крестьяне изъ другихъ деревень. У афганскихъ племенъ округа Дера-Измаилъ-ханъ черезъ каждыя шесть лѣтъ приступаютъ къ новому передѣлу земли. Даже въ тѣхъ округахъ, гдѣ завоеватели завладѣли землей, нѣкоторые уцѣлѣвшіе обы чаи старины свидѣтельствуютъ о существовав- шемъ прежде общинномъ землевладѣніи, и де ревня до сихъ поръ сохранила свое республи канское устройство. Необходимость искусствен н а я орошенія воздѣлываемыхъ земель, естест венно, должна была соединять жителей одного и того же округа для прорытія и содержанія сообща ирригаціонныхъ каналовъ; почти вездѣ единство общины имѣетъ матеріальною причи ной бытія существованіе общаго канала, пруда или источника 2). Нужны были большія потря- сенія, произведенный завоеваніями и междо усобными войнами, чтобы разрушить земле- дѣльческую общину и раздѣлить интересы уча- ствовавшихъ въ ней лиць. Въ нѣкоторыхъ округахъ оросительные каналы и фонтаны при- надлежатъ другимъ владѣльцамъ, а не самимъ собственникамъ орошаемыхъ полей, и со вре мени вмѣшательства государства въ видахъ гірорытія болыпихъ каналовъ прибрежныя об щины попали, въ отношеніи орошенія своихъ ‘) Elliot, „Ilacos of the North-Western provinces of India". a) „Punjab Administration Report for 1872 - 1875“.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz