Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
2 1 7 МАГОМЕТАНСКАЯ ІІНДІЯ. 218- званіе, чтобы остаться свободными, и всѣ они теперь считаютъ себя кшатріями; это имя или титулъ они сами себѣ дали, чтобы установить свое равенство. Впрочемъ, они сумѣли заво евать его себѣ своею храбростью во всѣхъ междоусобныхъвойнахъ,опустошавшихъ ІІяти- рѣчье, и къ концу семнадцатаго столѣтія новая секта сдѣлалась могущественною. Закаленные борьбой, избавленные отъ ложныхъ единовѣр- цевъ преслѣдованіемъ, гордые своимъ общимъ участіемъ въ управленіи обществомъ, сейхи оправдали пророчество своего основателя, ко торый, сравнивая ихъ съ воробьями, обѣщалъ имъ въ то же время побѣду надъ орломъ ')• Воины по преимуществу, всѣ сейхи должны были постоянно носить на тѣлѣ какую-нибудь стальную вещь, кольчугу или кинжалъ. Боль шею частью очень красивые собою, покрытые блестящимъ оружіемъ, съ густыми и длинными, ниспадающими на плечи, волосами, къ которымъ никогда не прикасались ножницы, сейхи издали бросались въ глаза на полѣ сраженія, и, по естественной игрѣ словъ, они вскорѣ стали из- вѣстны подъ именемъ синговъ, или «львовъ». Образовавъ изъ себя федеральную республику, они избирали своего главу, и этотъ послѣдній долженъ былъ во всѣхъ важныхъ обстоятель- ствахъ совѣтоваться съ халъсой, «національ- нымъ собраніемъ»,состоявшимъ изъ мудрецовъ и главныхъ предводителей. Несмотря на раз доры сектъ и внутреннія распри, воинственная нація сейховъ достигла того, что сдѣлалась го сподствующею державой во всей области, про стирающейся отъ Ганга до Инда, и англичане, сильные превосходствомъ своего вооруженія, могли сломить могущество «львовъ» лишь послѣ продолжительныхъ кампаній и правильныхъ сраженій. Нынѣ сейхи, не составляющее даже десятой части населенія бассейна Инда, пере стали быть націей. Теперь это не болѣе, какъ религіозная секта, сгруппировавшая большин ство своихъ общинъ вокругъ священнаго горо да Амрицара; но они и доселѣ связаны между собою традиціями и продолжаютъ оказывать на всѣхъ своихъ сосѣдей большое вліяніе, поли тическое и религіозное; даже браманы читаютъ съ глубокимъ уваженіемъ «Книгу учениковъ»; нѣкоторые англичане, въ томъ числѣ знамени тый путешественникъ Бэртонъ,были посвяще ны въ таинства культа, проповѣданнаго проро- комъ Нанакомъ 2). Земледѣльческія населенія, принадлежащіякъ религіи сейховъ,—самыя за- мѣчательныя во всей Индіи, какъ по необык новенному трудолюбію въ мирное время, такъ по храбрости во время войны; солдаты-сеііхи считаются лучшими въ остъ-индской арміи; не ус тупая гуркасамъ мужествомъ, они превосходятъ ихъ дисциплиной и благородствомъ характера. ’) Malcolm, „Sketch of the Sikhs". 2) „Sind Revisited", 1, p. 290. Очень отважные по природѣ, они охотно сле довали за англичанами въ Китай и въ Абис- спнію и просились идти за ними въ Египетъ или въ Малую Азію. Что касается ихъ любви къ образованію, то она такъ велика, что ихъ- главное ученое общество, въ Лагорѣ, ходатай ствовало передъ иравительствомъ о томъ, чтобы всѣмъ сейхскимъ дѣтямъ были обезпечены вы годы посѣіценія школъ. Ни одинъ изъ другихъ. этнографическихъ элементовъ сѣверо-западной Индіи не представіяетъ столь значительной, пропорціи грамотныхъ. Индусы въ собственномъ смыслѣ, браманы или вайсіи, сравнительно малочисленны въ бас- сейнѣ Инда, хотя послѣдователи религій apifl- скаго происхождения составляютъ тамъ, по меньшей мѣрѣ, треть обіцаго числа жителей п. хотя господствующее языки, пенджабскій (панд жаби)—на сѣверѣ, синдскій (синди)—въ цент- рѣ, гудзератскій (гудзерати)—на югѣ, марвар- скій (марвари)—на юго-востокѣ,—всѣ сан- скритскаго происхожденія. Живя преимуще ственно въ городахъ, гдѣ они занимаютъ самыя доходныя мѣста и предаются торговлѣ и про мышленности, индусы снова пріобрѣли превос ходство надъ мусульманами, своими бывшими угнетателями; въ ихъ рукахъ сосредоточены капиталы, и эти магаджаны, или «крупные буржуа», какъ ихъ обыкновенно называютъ,. ссужаютъ деньги окрестнымъ земледѣльцамъ- магометанамъ не иначе, какъ подъ высокіег лихвенные проценты. Баніахи, или баньяны этихъ областей слывутъ самыми ловкими ком мерсантами во всей Индіи, и многіе изъ нихъ безъ боязни покидаютъ родину, чтобы прода вать въ чужнхъ краяхъ по мелочи товары вся- каго рода. Во всѣхъ городахъ Средней Азів можно встрѣтить этихъ индусскихъ куіщовъ пзт> Пятирѣчья, извѣстныхъ вообще подъ именемъ мультанцевъ (мультани), по центральному рын ку Пенджаба и Синда; это разносчики ново стей и слуховъ о войнѣ, которые распростра няются съ такою изумительною быстротой но всему азіатскому Востоку, отъ береговъ Оксуса до береговъ Ганга; сами того не вѣдая и не желая, они составляютъ, такъ сказать, аван- гардъ русскихъ на границѣ Индіи и возвѣща- ютъ о ихъ могуіцествѣ. Въ центральной Индіи,, въ Бенгаліи и даже па границахъ Варманіи и Китая, баніахи, купцы, мелкіе закладчики или банкиры,—почти все марварцы или индусы изъ раджпутской земли Марваръ; они захватили въ свои руки монополію денежныхъ операцій, какъ в ъ другихъ странахъ армяне и евреи. Индусы Западной Индіи—по большей части обожатели Вишну, но красный знакъ, который они носятъ на лбу, въ доказательство своей вѣры, часто бываетъ начертанъ горизонтально, какъ у по- клонниковъ Сивы. Окруженные мусульманами и сейхами, удаленные отъ браманскихъ цент- ровъ, они не отличаются строгимъсоблюденіемъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz