Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

2 1 7 МАГОМЕТАНСКАЯ ІІНДІЯ. 218- званіе, чтобы остаться свободными, и всѣ они теперь считаютъ себя кшатріями; это имя или титулъ они сами себѣ дали, чтобы установить свое равенство. Впрочемъ, они сумѣли заво­ евать его себѣ своею храбростью во всѣхъ междоусобныхъвойнахъ,опустошавшихъ ІІяти- рѣчье, и къ концу семнадцатаго столѣтія новая секта сдѣлалась могущественною. Закаленные борьбой, избавленные отъ ложныхъ единовѣр- цевъ преслѣдованіемъ, гордые своимъ общимъ участіемъ въ управленіи обществомъ, сейхи оправдали пророчество своего основателя, ко­ торый, сравнивая ихъ съ воробьями, обѣщалъ имъ въ то же время побѣду надъ орломъ ')• Воины по преимуществу, всѣ сейхи должны были постоянно носить на тѣлѣ какую-нибудь стальную вещь, кольчугу или кинжалъ. Боль­ шею частью очень красивые собою, покрытые блестящимъ оружіемъ, съ густыми и длинными, ниспадающими на плечи, волосами, къ которымъ никогда не прикасались ножницы, сейхи издали бросались въ глаза на полѣ сраженія, и, по естественной игрѣ словъ, они вскорѣ стали из- вѣстны подъ именемъ синговъ, или «львовъ». Образовавъ изъ себя федеральную республику, они избирали своего главу, и этотъ послѣдній долженъ былъ во всѣхъ важныхъ обстоятель- ствахъ совѣтоваться съ халъсой, «національ- нымъ собраніемъ»,состоявшимъ изъ мудрецовъ и главныхъ предводителей. Несмотря на раз­ доры сектъ и внутреннія распри, воинственная нація сейховъ достигла того, что сдѣлалась го­ сподствующею державой во всей области, про­ стирающейся отъ Ганга до Инда, и англичане, сильные превосходствомъ своего вооруженія, могли сломить могущество «львовъ» лишь послѣ продолжительныхъ кампаній и правильныхъ сраженій. Нынѣ сейхи, не составляющее даже десятой части населенія бассейна Инда, пере­ стали быть націей. Теперь это не болѣе, какъ религіозная секта, сгруппировавшая большин­ ство своихъ общинъ вокругъ священнаго горо­ да Амрицара; но они и доселѣ связаны между собою традиціями и продолжаютъ оказывать на всѣхъ своихъ сосѣдей большое вліяніе, поли­ тическое и религіозное; даже браманы читаютъ съ глубокимъ уваженіемъ «Книгу учениковъ»; нѣкоторые англичане, въ томъ числѣ знамени­ тый путешественникъ Бэртонъ,были посвяще­ ны въ таинства культа, проповѣданнаго проро- комъ Нанакомъ 2). Земледѣльческія населенія, принадлежащіякъ религіи сейховъ,—самыя за- мѣчательныя во всей Индіи, какъ по необык­ новенному трудолюбію въ мирное время, такъ по храбрости во время войны; солдаты-сеііхи считаются лучшими въ остъ-индской арміи; не ус­ тупая гуркасамъ мужествомъ, они превосходятъ ихъ дисциплиной и благородствомъ характера. ’) Malcolm, „Sketch of the Sikhs". 2) „Sind Revisited", 1, p. 290. Очень отважные по природѣ, они охотно сле­ довали за англичанами въ Китай и въ Абис- спнію и просились идти за ними въ Египетъ или въ Малую Азію. Что касается ихъ любви къ образованію, то она такъ велика, что ихъ- главное ученое общество, въ Лагорѣ, ходатай­ ствовало передъ иравительствомъ о томъ, чтобы всѣмъ сейхскимъ дѣтямъ были обезпечены вы­ годы посѣіценія школъ. Ни одинъ изъ другихъ. этнографическихъ элементовъ сѣверо-западной Индіи не представіяетъ столь значительной, пропорціи грамотныхъ. Индусы въ собственномъ смыслѣ, браманы или вайсіи, сравнительно малочисленны въ бас- сейнѣ Инда, хотя послѣдователи религій apifl- скаго происхождения составляютъ тамъ, по меньшей мѣрѣ, треть обіцаго числа жителей п. хотя господствующее языки, пенджабскій (панд­ жаби)—на сѣверѣ, синдскій (синди)—въ цент- рѣ, гудзератскій (гудзерати)—на югѣ, марвар- скій (марвари)—на юго-востокѣ,—всѣ сан- скритскаго происхожденія. Живя преимуще­ ственно въ городахъ, гдѣ они занимаютъ самыя доходныя мѣста и предаются торговлѣ и про­ мышленности, индусы снова пріобрѣли превос­ ходство надъ мусульманами, своими бывшими угнетателями; въ ихъ рукахъ сосредоточены капиталы, и эти магаджаны, или «крупные буржуа», какъ ихъ обыкновенно называютъ,. ссужаютъ деньги окрестнымъ земледѣльцамъ- магометанамъ не иначе, какъ подъ высокіег лихвенные проценты. Баніахи, или баньяны этихъ областей слывутъ самыми ловкими ком­ мерсантами во всей Индіи, и многіе изъ нихъ безъ боязни покидаютъ родину, чтобы прода­ вать въ чужнхъ краяхъ по мелочи товары вся- каго рода. Во всѣхъ городахъ Средней Азів можно встрѣтить этихъ индусскихъ куіщовъ пзт> Пятирѣчья, извѣстныхъ вообще подъ именемъ мультанцевъ (мультани), по центральному рын­ ку Пенджаба и Синда; это разносчики ново­ стей и слуховъ о войнѣ, которые распростра­ няются съ такою изумительною быстротой но всему азіатскому Востоку, отъ береговъ Оксуса до береговъ Ганга; сами того не вѣдая и не желая, они составляютъ, такъ сказать, аван- гардъ русскихъ на границѣ Индіи и возвѣща- ютъ о ихъ могуіцествѣ. Въ центральной Индіи,, въ Бенгаліи и даже па границахъ Варманіи и Китая, баніахи, купцы, мелкіе закладчики или банкиры,—почти все марварцы или индусы изъ раджпутской земли Марваръ; они захватили въ свои руки монополію денежныхъ операцій, какъ в ъ другихъ странахъ армяне и евреи. Индусы Западной Индіи—по большей части обожатели Вишну, но красный знакъ, который они носятъ на лбу, въ доказательство своей вѣры, часто бываетъ начертанъ горизонтально, какъ у по- клонниковъ Сивы. Окруженные мусульманами и сейхами, удаленные отъ браманскихъ цент- ровъ, они не отличаются строгимъсоблюденіемъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz