Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

ихъ царя», повидимому, имѣло мѣсто въ один- надцатомъ столѣтія. Различный преданія го- ворятъ также о вулканическихъ изверженіяхъ, ироисходившихъ нѣкогда въ той странѣ, но геологическое изслѣдованіе мѣстности не под­ твердило этихъ разсказовъ. Не иодлежитъ со- мнѣнію, что на островѣ Качъ траппы и другія горныя породы огненнаго происхожденія, бли- стающія на солнцѣ самыми яркими цвѣтами, пробились наружу черезъ мѣловыѳ и юрскіе пласты въ предшествовавшіе геологическіе вѣка. Многіе геологи ошибочно приняли за вулканъ холмъ Денодуръ, возвышающійся на 327 метровъ въ западпой части этого ост­ рова '). Большинство жителей, населяющихъ Пяти- рѣчье и области по нижнему теченію Инда, принадлежатъ къ магометанской вѣрѣ, по нельзя сказать, чтобы всѣ мусульмане этой страны были представителями завоевательныхъ расъ, ■спустившихся съ плоскогорій Афганистана, съ цѣлью отнять землю у ея прежнихъ владѣль- цевъ. Такъ, область, лежащая вдоль основанія Гималая, имѣетъ въ составѣ своего населенія, между прочимъ, авановъ и гаккаровъ, въ кото­ рыхъ хотѣли видѣть потомковъ явана. или іоній- цевъ и грековъ, и которые, во всякомъ случаѣ, населяли страну уже задолго до мусульманскнхъ нашествій. Во всѣхъ частяхъ Пенджаба, ис­ ключая округовъ, лежащихъ по ту сторону Инда, и на холмистыхъ плоскогорьяхъ Пот- вара, коренное паселеніе состоитъ изъ джа- товъ, которые приняли исламъ вездѣ, гдѣ го- ■сподствуютъ магометане, но въ другихъ мѣ- стахъ остались индусами по обрядностями культа, или примыкаютъ къ сейхамъ, смотря по преобладанію того или другаго мѣстнаго элемента. Джаты, очевидно, представляютъ этнографическіе элементы весьма различнаго происхожденія, — это, можетъ быть, потомки аборигеновъ, предшествовавшихъ вторженію арійцевъ, но они въ сильной степени смѣша- лись съ другими племенами и нисколько не походятъ на тѣхъ дасіу, чернокожихъ и тол- стогубыхъ людей, съ которыми воевали при­ брежные жители «Семирѣчья» и которыхъ они, въ концѣ концовъ, обратили въ рабство. Пле­ менная вражда постепенно ослабѣла въ тече­ т е вѣковъ; только и до сихъ поръ джаты при­ числяются браманами, всѣ огуломъ, къ кастѣ судра. Въ числѣ свыше двадцати милліоновъ, они представляютъ большое разнообразіе, отъ плоскихъ возвышенностей Белуджистана до береговъ Аравійскаго моря; одни изъ нихъ почти черные, другіе имѣютъ желтоватую ко­ жу и едва отличаются цвѣтомъ лица отъ радж- цутовъ и брамановъ. Есть между ними та- 2 1 5 ГЛАВА II.— ') Wynne, „Memoirs of the Guolosrical Survey of India11, 1872. кіе, на которыхъ смотрятъ какъ на дикарей или варваровъ: таковы, напримѣръ, пастухи, живущіе въ гіустыняхъ Тара; другіе, напро- тивъ, имѣютъ живой умъ и осмысленный ч ер ­ ты лица. Въ Белуджистанѣ имя джатъ при­ нимается въ смыслѣ «воръ»; въ Синдѣ оно синонимъ слова банджари и примѣняется къ народностямъ, которыя походятъ на европей­ скихъ цыганъ *)■, на берегахъ средняго Инда оно означаетъ «землевладельца»; на грани­ цахъ Раджпутаны его употребляютъ въ значе- ніи «метиса», помѣси, происшедшей отъ радж­ пута и судра 2). Одиако, взятое въ цѣломъ, джатское иаселеніе, кажется, представляетъ ясно однѣ и тѣ же этническая черты и можетъ быть причислено къ арійской расѣ; вѣроятно, оио спустилось въ Иидію черезъ Велуджи- станъ. Воздержные въ образѣ жизни, дѣятель- ные, изобрѣтательные, очень храбрые, несмотря на завоеваніе и гнетъ, которому ихъ подвер­ гали последовательно столько чужеземныхъ господъ, джаты, взятые въ массѣ, составляютъ одинъ изъ замѣчательнѣйшихъ этнографиче- скихъ элементовъ Полуострова V, это изъихъ среды вышли тѣ неустрашимые воины сейхи, которые съ такимъ упорствомъ и ожесточе- ніемъ оспаривали у англичанъ обладаніе Сѣ- веро-западнымъ Индустаномъ. Сейхи, т. е. «ученики», бывшіе въ началѣ просто группой послѣдозателей новой религі- озной секты, образовали изъ себя съ теченіемъ времени особый народъ. Религія ихъ возникла въ Пенджабѣ, въ концѣ пятнадцатая столѣтія; было вполнѣ естественно, что въ этой странѣ, гдѣ магометане и послѣдователи ішдусскихъ культовъ живутъ вездѣ бокъ-о-бокъ, явился новаторъ, попытавшійся примирить и согласить двѣ религіи. Нанакъ, основатель новой секты и составитель первыхъ главъ Гранта, или «Книги» по преимуществу, которуюсейхи чтутъ какъ свое евангеліе, не проновѣдывалъ почти никакихъ догматовъ, кромѣ вѣры въ единаго Бога, и отвергалъ большую часть обрядовъ, свойствеяныхъ различнымъ вѣроисповѣда- ніямъ; но для того, чтобы соединить мусуль­ м а н е нндусовъ и джатовъ, недостаточно было показать имъ основное единство ихъ религій, нужно было, кромѣ того, сблизить ихъ другъ съ другомъ, уничтоживъ всякія расовыя и касто- выя различія. Самъ индусъ и кшатріа, Нанакъ провозгласилъ равенство людей. Однако, не желая быть зачисленными въ толпу людей, не имѣющихъ предковъ, «ученики» новой вѣры должны были возвести себя въ благородное и н д у с т а н ъ . 2 1 6 1) Richard Burton, „Sind Revisited". 3) Peter Minas, „ lonrnal of the Asiatic Society of Ben­ gal11, 1868, № ILL 3) Tolbort* „Journal of the Asiatic Society of Beagal“, 1871, A" 1; Campbell, „Ethnology of India"; Louis Rous- selfit, „Tabloau des races d e l’Inde ceutrale1*(„Revuii d’An- thropologie“ ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz