Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

2 1 1 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 2 1 2 растительности не видно нигдѣ во всемъ гро- мадноыъкругѣ горизонта, развѣ только на югѣ Ранна, на землѣ, называемой Банни, которая почти всегда выдается изъ-подъ воды и на которой растутъ тамъ и сямъ купы акацій, дающія скудную тѣнь стадамъ и пастухамъ. Нѣкоторыя низменвыя островныя простран­ ства и окружность скалистыхъ острововъ, изъ которыхъ одинъ—самый возвышенный во всемъ Качскомъ архипелаг!’» (438 метровъ), также покрываются густой травой въ періодъ дожд­ ливаго муссона. Животныя обѣгаютъ эту без­ водную и лишенную всякой растительности равнину; только дикіе ослы, той же породы, какъ и куланы туркестанскихъ степей, бро- дятъ днемъ въ этихъ пустыняхъ, чтобы имѣть передъ собою открытое поле для бѣгства: по ночамъ они ходятъ пастись въ джунгли и бо­ лота морскаго прибрежья. Раннъ—область ми­ ража по преимуществу; малѣйщій предмета, оставленный на землѣ, камень, остовъ вер­ блюда, виденъ, благодаря зеркальности возду­ ха, на разстояніи многихъ верстъ, не въ дей­ ствительной своей формѣ, но съ фантастиче­ скими контурами; часто онъ высится въ видѣ башни или разлагается на плавающіе въ воз- духѣ образы, которые кажутся привязанными къ землѣ только нитью, колеблемой вѣтромъ. Селенія отдаленныхъ полуострововъ или остро­ вовъ показываются надъ горизонтомъ, примы­ кая въ воздушномъ пространствѣ къ перевер- нутымъ дворцамъ и храмамъ. По словамъ ле­ генды, цѣлый городъ, населенный праведни­ ками, носится въ воздухѣ надъ Ранномъ, но не могъ еще подняться до неба, и этотъ-то воз­ душный городъ и производить явленіе ми­ ража. Съ наступленіемъ дождливаго времени года видъ Ранна совершенно измѣняется: тогда воды моря, гонимыя юго-западнымъ вѣтромъ, проникаютъ внутрь земель черезъ двое ворота, которыя имъ открыты на сѣверѣ и на югѣ ост­ рова Качъ, п окружаютъ этотъ островъ со всѣхъ сторонъ, также какъ и острововид­ ные отрывки горныхъ породъ юрской форма- щи, лежащіе на сѣверѣ и на сѣверо-востокѣ. Обширная равнина, гдѣ еще недавно не видно было ни одной капли воды, покрывается на всемъ своемъ протяженіи водяною скатертью, около метра толщиною, и даже немного болѣе глубокою на краяхъ, такъ какъ поверхность Ранна слегка выпукла въ серединѣ. Въ это время года обширный лиманъ получаетъ также прѣсныя воды, приносимыя ему рѣками Ба- насъ, Луни, Наррой и восточными рукавами дельты Инда. Тѣмъ не менѣе, сообщенія не прерываются и въ періодъ дождей между про­ тивоположными берегами; совершенная гори­ зонтальность почвы позволяешь караванамъ во всякое время года смѣло пускаться черезъ Раннъ, бывающій поперемѣнно то озеромъ, то пустыней. Однако, очень рѣдко случается, что­ бы путешествіе черезъ эту область совершалось днемъ: съ одной стороны, страшная жара, уси­ ливаемая отраженіемъ солнечныхъ лучей отъ водяной равнины или отъ гладкой, какъ зер­ кало, поверхности земли, съ другой— обманы миража, могли бы, въ концѣ концовъ, довести до безумія и людей, и животныхъ; ослѣпленные- проводники не сумѣли бы даже различить, мѣсто солнца въ безмѣрно раскинувшемся, объяюмъ пламенемъ пространствѣ; скоро кара- ванъ сталъ бы, незамѣтно для себя, кружиться на одномъ п томъ же мѣстѣ, и гибель всѣхъ людей и животныхъ стала бы неизбѣжною. Оттого-то переходы черезъ Раннъ всегда дѣ- лаются ночью: направляя свой путь по звѣздамъ, путешественники, которымъ нужно перейти че­ резъ равнину на востокѣ отъ западнаго про­ лива, разсчитываютъ свой ходъ такимъ обра­ зомъ, чтобы можно было сдѣлать привалъ на одномъ изъ промежуточныхъ острововъ. Вѣроят- но, что въ близкомъ будущемъ прямая же- лѣзная дорога изъ Бомбея въ Гайдерабадъ пройдетъ черезъ восточную часть Ранна. Какъ объяснить происхождение этой солон­ чаковой равнины? Очевидно, что она быланѣ- когда затоплена моремъ; это можно предпо­ лагать уже на оенованіи селености почвы, но есть и прямыя доказательства, именно остат­ ки морскихъ судовъ, извлеченные изъ ила въ разныхъ мѣстахъ близъ прибрежныхъ деревень;, даже на восточной окраинѣ Ранна, около На- гаръ-Паркара, показываютъ старинные порты. Если вѣрить смутному преданію, отступленіе- моря имѣло мѣсто въ началѣ четвертаго сто- лѣтія. Но какимъ образомъ выступленіе этого пространства изъ-подъ воды могло совершиться съ такою удивительною правильностью? Обык­ новенный аллювіальныя земли, образовавшіяся изъ наносовъ морскихъ или рѣчныхъ, никог­ да не представляютъ такой почти геометри­ ческой горизонтальности на пространствѣ де- сятковъ тысячъ квадратныхъ верстъ. Не слѣ- дуетъ ли видѣть въ этой равнинѣ, единствен­ ной въ мірѣ по особенности своего геологиче- скаго образованія, продукта осѣданія почвы? Эта область Индіи есть, какъ извѣстно, одна изъ тѣхъ, которыя всего чаще испытываютъ- колебанія вслѣдствіе внутреннихъ сотрясеній. Въ 1819 году землетрясеніе, которое было ощущаемо на пространствѣ, по меньшей мѣрѣ, 250.000 квадр. километровъ, увеличило, го­ ворятъ, на значительное протяженіе площадь- Ранна; это землетрясеніе сопровождалось про- валомъ рисовыхъ полей около Лахпата, соста- влявпшхъ предмета спора между мѣстными пра­ вительствами Синда и Кача; башня Синдри, которую занималъ гарнизонъ таможенной стра­ жи, была вдругь окружена озеромъ, прости­ равшимся во всѣ стороны не менЬе, какъ на 25 километровъ, тогда какъ на сѣверѣ одинъ )

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz