Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
1 9 9 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 2 ()0 Сетледжъ— 89; Чинабъ—131; Біасъ—86; Джиламъ— 112; Рави— 75; стокъ Пенджаба или Пяти Рѣкъ, принимая въ разсчетъ испаре ние— 335; стокъ Инда во время мелководья, при сліяніи—420; стокъ двухъ соединенныхъ рѣкъ, въ мелководье—756; стокъ средній Инда, при сліявіи—4.498. Въ періодъ половодья Сетледжъ и другія рѣки имѣютъ очень внушительный видъ; онѣ разлива ются на версту, мѣстами на нѣсколько верстъ въ ширину и настолько глубоки, что по нимъ могутъ ходить болынія суда; пароходы поднима ются тогда по Сетледжу до Фирозпура, ниже устья Біаса. Въ это время, т. е. въ сезонъ на- водненій, рѣки Пенджаба вполнѣ заслуживаюсь сравнения индійскихъ поэтовъ, которые пока- зываютъ намъ кортежъ Инда какъ блестящую свиту царя, окруженнаго военачальниками на быстрыхъ коняхъ *)• Но въ неріодъ засухи тѣ же самыярѣки являются въ видѣузкихъ имел- ководныхъ потоковъ, извивающихся между ос- трововъ и песчаныхъ мелей; воды въ нихъ въ это время такъ мало, что даже сплавлять лѣсъ не всегда возможно. Часто прибрежные жите ли иереходятъ ихъ въ бродъ, не имѣя надобно сти опираться на носимые съ собою и употреб ляемые для переправы мѣшки изъ буйволовой кожи, которые издали походятъ на самихъ жи вотныхъ, такъ что караваны путниковъ, на- груженныхъ этими курьезными челноками, представляютъ странное зрѣлище. Изъ года въ годъ кровопусканія, дѣлаемыя пенджабскимъ рѣкамъ, чтобы отнять у нихъ изяишекъ водъ разлива въ пользу требующихъ орошенія по лей, умаляюсь стокъ, и соотвѣтственно тому безплодныя пространства доабовъ, т. е. земель «между двумя рѣками», постоянно уменьшают ся въ размѣрахъ. Выходя изъ горъ, рѣка Рави катитъ вдвое больше воды, чѣмъ у Лагора, втрое больше, чѣмъ у Мультана; безъ сомнѣнія, ни одна изъ этихъ пяти рѣкъ не достигала бы моря отдѣльно; каждая терялась бы въ пескахъ, какъ Сарасвати, если бы не доходила до Ин- д а 2). Къ югу отъ этихъ еще мало извѣстныхъ ущелій, которыми онъ пробирается, обогнувъ массивъ Нанга-Парбатъ, Индъ, или Або-Синдъ, т. е. «Отецъ Рѣкъ», вступаетъ въ Пенджабъ какъ бы черезъ тріумфальныя ворота,— отсюда турецкое имя «Дербендъ», данное этому про ходу, надъ которымъ съ запада господствуютъ Магабанскія горы. Эти ворота, черезъ порогъ которыхъ путешественники не отваживались переходить, считались ирежде« истоками Инда», хотя рѣка въ этомъ мѣстѣ находится въ 1.300 километрахъ отъ своего истинваго начала и совершила’уже около половины своего пути до Ч „Riir Veda“, X, 75; Vivien de Sait-Martin, „Geo graphic grecque et latine de l’lnde", s) Adolph von Schlagintweit, „Mittheilungen von Pe- teraann11, 1857, № 7. моря. По выходѣ изъ горъ, Индъ разливается сначала въ широкомъ руслѣ, среди обширпой равнины, бывшей нѣкогда озеромъ, и соеди няется съ рѣкой Кабулъ, по виду такой же могу чей, какъ онъ самъ, и гораздо болѣе важной съ исторической точки зрѣнія, такъ какъ по этой рѣкѣ направляется главный путь Индіи, которымъ слѣдовали во всѣ времена переселе- нія народовъ, торговое двпженіе и арміи завое вателей. На неболыпомъ разстояніи внизъ отъ сліянія двухъ потоковъ, Индъ ударяется о ска лы, отъ которыхъ городъ, заіциіцающій пере ходъ черезъ рѣку, получнлъ имя Аттокъ, или «Остановка»; существовавшій въ этомъ мѣстѣ пловучій мостъ замѣненъ теперь желѣзнодо- ролшымъ путеводомъ о четырехъ пролетахъ„ Затѣмъ рѣка снова должна пробираться длин- нымъ рядомъ ущелій между крутыхъ камен- ныхъ стѣнъ; на пристранствѣ около 160 кило метровъ горы и холмы заставляли путеше- ственниковъ сворачивать или на сѣверъ, или на югъ, чтобы переправиться черезъ Индъ. При такихъ условіяхъ Аттокская позиція не могла не сдѣлаться обязательными мѣстомъ перехода въ исторіи міра; крѣпости, слѣдсвавшія одна- за другою въ этомъ мѣстѣ, наблюдаюсь запутемъ7 спускающимся съ Гинду-кушакъ Гангу. Преж де Индъ часто называли Аттокомь или Нила- бомъ, по имени форта, стоящаго ниже Аттока, при одной тѣснинѣ рѣки. Чтобы лучше защи тить свою границу.со стороны Афганистана и имѣть возможность, въ случаѣ надобности, двинуть параллельно двѣ арміи въ направле- ніи Кабула, англичане построили къ югу отъ Аттока вторую жѣлѣзнодорожную линію, кото рая подойдетъ къ рѣкѣ Кушалъ-Гара и впо- слѣдствіи будетъ продолжена къ Когату и по луденному склону хребта Сефидъ-Кохъ. По выходѣ изъ ущелья Калабахскаго (Кара- бахскаго), или «Чернаго Сада», Индъ оконча тельно покидаетъ область горъ и, снова очутив шись на свободѣ, змѣится длинными извили нами по равнинѣ, окаймленной боковыми пото ками или рукавами и ложными рѣками, указы вающими прежнія русла главной рѣки. Полу чая только одинъ постоянный притокъ съ за^ падной стороны, Курамъ, онъ постепенно уменьшается отъ испаренія до Митанкота, гдѣ принимаетъ въ себяПанджнадъ, образовавшей ся изъ сліянія «Пяти Рѣкъ». Въ этой области, гдѣ сталкиваются теченія двухъ болынихъ рѣкъ, капризы выступившей изъ береговъ рѣ- ки опаснѣе, чѣмъ гдѣ-либо. Самый Митанкотъ былъ разрушенъ въ 1863 году разливомъ Ин да, вслѣдствіе чего принуждены были перене сти городъ верстъ за восемь отъ нынѣшняго берега, на возвышенное мѣсто, защищенное отъ наводненій. Оградительные валы, воздви гаемые инженерами съ той и другой стороны для защиты береговъ, оставляюсь рѣчнымъ водамъ среднюю ширину въ 8 километровъ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz