Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
191 ГЛАВА II.----ИНДУСТАНЪ. 192 ралось до 258; правда, что каждый изъ нихъ получалъ не болѣе одного фунта стерлинговъ въ годъ. Такъ же, какъ и ахинцы, данлы до- ставляютъ теперь ассамскимъ плантаторамъ значительное п постоянно возрастающее число работниковъ и мало-по-малу проникаются идеями своихъ сосѣдей индусскаго происхож- денія. Подобно своимъ сосѣдямъ, жителямъ Тибета, они допускаютъ у себя всѣ формы брачнаго союза, какъ многомужіе, обычное между бѣдпыми, такъ и многоженство, практи куемое обыкновенно богатыми *). ІІадамцы или пагдамы, называемые ассами- тами обіцимъ именемъ аборт, или абаръ, т. е. «дикари», населяютъ, вмѣстѣ съ мирами, до лины, въ которыхъ протекаютъ рѣки Дихонгь и Дибонгъ, въ Восточныхъ Гималаяхъ. При надлежа къ той же этнографической группѣ тибетскаго происхожденія, какъ даплійцы и ахинцы, и говоря нарѣчіями, сходными съ діалектами этихъ племенъ, они лучше сохра нили свою независимость, ной они также по лу чаютъ отъ своихъ могущественныхъ сосѣдей ежегодные подарки, залогъ ихъ покорности. Въ 1853 году, когда миссіонеръ Крикъ проникъ въ ихъ страну, они впустили его не прежде, какъ покрывъ его листьями,—вѣроятно, для того чтобы преобразить его въ лѣснаго чело- вѣка,—и заставивъ его пройти подъ аркадой, унизанной луками и стрѣлами. Въ ихъ сосѣд- ствѣ живутъ миры или мирійцы, т. е. «посред ники»—имя, вполнѣ соотвѣтствующее ихъ про мыслу, такъ какъ они и въ самомъ дѣлѣ за нимаются посредничествомъ въ мѣновой тор- говлѣ между жителями равнины и горцами. Падамцы называютъ себя старшими братьями мирійцевъ и вообще считаютъ себя спеціально привилегированными между племенами. И действительно, они счастливѣе, благодаря своей независимости. Они не признаютъ надъ собою никакихъ политическихъ господъ. Всѣ мужчи ны по праву члены общиннаго собранія, кото рое сходится каждый вечеръ и обсуждаетъ всѣ вопросы, интересующіе большую семью; совѣтъ выборныхъ долженъ только обнародо вать рѣшенія, принятия совокупностью граж- данъ. Но добровольная дисциплина образцовая. Послѣ совѣта, молодые парни обходятъ дерев ню, выкрикивая дневной порядокъ на завтра, и всѣ подчиняются этому рѣшенію, что бы ни было опредѣлено—идти ли на охоту или рыб ную ловлю, работать на поляхъ или справлять какой-нибудь праздникъ. Въ важныхъ обсто- ятельствахъ избираютъ делегатовъ, которые собираются въ деревнѣ Боръ-Аборъ, по имени которой иногда называютъ и все племя; но результата ихъ совѣщаніяиолучаетъсилу толь ко по утвержденіи его общинами. Селенія отличаются замѣчательною чистотою и опрят ностью; общественный домъ, гдѣ ночуютъ хо лостые парни и который служитъ рукодѣльней въ ненастные дни, содержится въвеличайшемъ порядкѣ, дороги обсажены по бокамъ фрукто выми деревьями; мосты изъ индійскаго трост ника сдѣланы очень красиво и прочно; превос ходно воздѣланные сады п поля могли выслу жить образцами ассамскимъ плантаторамъ. У аборовъ есть жрецы, но это званіе не наслѣд- ственно; ихъ выбираютъ среди стариковъ, предсказанія которыхъ всего чаще оправды вались событіемъ и которые успѣшно исцѣляли больныхъ, «принуждали демоновъ возвращать недужнымъ душу, уже взятую ими». Падамцы татуируются, при чемъ крестъ служитъ глав- нымъ украшеніемъ, которымъ они отмѣчаютъ себѣ лобъ и носъ. Женщины имѣютъ тотъ же знакъна губахъ иикрахъ: онѣ украшаютъ себя также ожерельями, браслетами и тяжелыми желѣзными серьгами, которыя, вытянувъ мочку уха, ложатся на плечахъ. Украшенія эти при возятся изъ Тибета, также, какъ латы мужчинъ и ихъ металлическіе шлемы, украшенные птичьимъ клювомъ или на-крестъ расположен ными клыками кабана ’)• Наименѣе изслѣдованная область горъ, гдѣ берутъ начало воды Дибонга и Врамакунда, населена народомъ мишми, который Дальтонъ считаетъ единоплеменниками китайскихъ міа- оце и одно племя которыхъ удивительно по- ходптъ чертами лица, формой тѣла, развитіемъ икръ на японцевъ-простолюдиновъ во всей средней части главнаго острова г). Тѣ мишми, съ которыми ассамскіе англичане имѣютъ сно- шенія, очень ловкіе коммерсанты: они прино- сятъ на рынки равнины мускусъ, аконитъ (волчій корень, или царь-зелье), разныя ле карственный снадобья и даже прочныя матеріи, которыя они ткутъ изъ волоконъ крапивы. У большинства мишми цвѣтъ кожи желтоватый и лицо плоское; однако, многіе изъ нихъ имѣ- ютъ черты лица почти арійскія, что сами они объясняютъ какъ слѣдствіе смѣшенія съ индус скими пилигримами, приходящими каждый годъ въ Брамакундъ; одѣты они въ какой-то мѣшокъ, ниспадающій до колѣнъ. Религія миш- міевъ есть не что иное, какъ искусство кол- дованья и заклинаній; ихъ жрецы, какъ шаманы тунгусовъ, умѣютъ изгонять чертей и исцѣлять недуги своими кривляньями, уступленными плясками, битьемъ въ бубны. Мишми придер живаются многоженства, и гордость начальни- ковъ племени состоитъ въ томъ, чтобы пріобрѣ- сти себѣ какъ можно больше женъ, цѣна ко торымъ сильно разнится—отъ одной свиньи до двадцати быковъ. Послѣ женъ, главное бо гатство мишми составляете скотъ; особенно ') „Robinson11, тотъ же сборники 1851 г., Л5 П; Dal- *) Krick, „Relation d’un voyage au Thibet1*, ton, „Ethnology of Bengal11. ’ ) Левъ Мечииковъ, рукописныя вамѣтки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz