Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
1 8 7 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 1 8 8 Папаха или Пунаха, находится вавостокѣ, въ другой долинѣ, уже очень низкой (530 метровъ), хотя и въ сердцѣ горъ. Дворецъ ражди окру- женъ манговыми и апельсинными деревьями; можно бы подумать, что находишься гдѣ-ни- будь среди равнинъ Бенгаліи, если бы на сѣ- верѣ не поднимались исполинской стѣной кру тые склоны снѣговыхъ горъ. Паро, главный городъ Западнаго Бутана, расположенъ въ дру гой долинѣ, на западъ отъ Тасисудона. Что касается главнаго мѣста восточной провинціи, Тонгсо, то это не болѣе, какъ деревушка, ко торая сообщается съ территоріямй Ассама че резъ горный проходъ Руду (3.668 йетровъ), часто заваленный снѣгомъ. Власть «царя закона» не распространяется на востокъ за бассейнъ Манаса, и даже вѣко- торые восточные притоки этой рѣки не при надлежать къ его юрисдикціи. Между государ ством!), оффиціально признающимъ его власть, и независимыми племенами Восточнаго Гима лая расположены владѣнія ламъ-раДжей, или «жрецовъ-царьковъ», которые называютъ себя вассалами далай-ламы, но которые въ дѣй- ствительности совершенно независимые вла- дѣтельные князья, благодаря ихъ отдаленности отъ Лассы и трудности сообщеній черезъ ги- малайскіе гребни; они даже ведутъ иногда войны между собою и, смотря по исходу борьбы на полѣ битвы, измѣняютъ границы своихъ вла- дѣній, не считая нужнымъ увѣдомлять объ этой ■перемѣнѣ своего сюзерена *). Несмотря на эти распри маленькихъ владѣтельныхъ князьковъ, земля Ханпо-Ботъ, т. е. «монастырскихъ» бо- товъ, имѣетъ довольно важное значеніе какъ торговый пунктъ между Тибетомъ и Ассамомъ. Такъ какъ весь восточный поясъ Гималаевъ, населенный дикими племенами, недоступенъ для каравановъ, то послѣдніе принуждены слѣдовать по окраинѣ этой территоріи, черезъ городъ Товангъ. На сѣверъ отъ этого торгова- го мѣста, лежащаго на высотѣ 3.133 метровъ, почти вся страна зависитъ отъ тибетскаго мо настыря Чона-джонгъ, тогда какъ на югѣ до лины принадлежать товангскимъ ламамъ, до самой англійской границы; прежде даже часть округовъ, присоединѳнныхъ теперь къ Индій- <зкой имперіи., была подъ властью монаховъ. По приказанію Кето, или правительствующаго со- вѣта монастыря, тибетскіе караваны должны останавливаться въ Чона-джонгѣ, откуда жите ля этого края переносятъ товары въ Ассамъ, платя пошлины монастырю. Эта тибетская до рога, идущая мимо болыпихъ озеръ, проле- гаетъ черезъ горные проходы, доотигающіе отъ 4.000 до 5.000 метровъ (отъ 13.125 до 16.405 .футовъ) высоты г). *) Herman von Schlagintweit, „Reisen in Indien und JIochasien“. j-1**) Nain Singh, „Journal of the Geographical Society A .f London", 1877. Военный постъ Девангири, завоеванный ап- гличанами, лежитъ на высотѣ 450 метровъ, на послѣднемъ контрфорсѣ горы Тасгонгъ (4.200 метровъ) и- наблюдаетъ въ одно и то же время за населеніемъ Восточнаго Бутана и за «монастыркими» ботами; вмѣстѣ съ тѣмъ, онъ имѣетъ и торговое значеніе, такъ какъ въ немъ ежегодно бываетъ ярмарка, одна изъ са мыхъ болынихъ въ Ассамѣ. На другой око нечности Бутана старинная крѣпость Букса, построенная на платформѣ или площади скалъ, выровненной руками человѣка, играетъ та кую же наблюдательную роль но отношенію къ западяымъ бутанцамъ. Часто поднимался вопросъ о томъ, чтобы направить движеніе европейской колонизаціи въ нрилегающія къ этимъ укрѣпленнымъ пунктамъ Гималаевъ мѣстности, на склоны доаровъ, посредствомъ дароваго отвода нереселенцамъ земель и осво- божденія ихъ отъ податей и земельныхъ нало- говъ; но до настоящей минуты эти предпрі- ятія такъ и остаются въ состояніи проектовъ. Въ области терая, окаймляющей эти доары, или «ворота», обшпрныя территоріи принад лежали нѣкогда различнымъ владѣльцамъ, смотря по времени года: съ іюля по ноябрь они были занимаемы ассамитами и Племенемъ мечъ; въ остальное же время года онѣ стано вились собственностью бутанцевъ. На востокъ отъ маленькихъ государствъ съ часто мѣняющимися границами, управляемыхъ настоятелями буддійскихъ монастырей, терри тория раздѣлена, какъ извѣстно, между раз личными племенами, которыя до сихъ поръ еще не пускаютъ къ себѣ ни китайца, ни ин дуса, ни англичанина, но которыя, изъ опасенія потерять субсидію, платимую имъ британскимъ правите льствомъ, не дѣлаютъ болѣе разбой- ничьихъ набѣговъ на прибрежныя мѣстности Брахмапутры. Ахинцы (аха), занимаюіціе, въ числѣ1около милліона душъ, западную часть этой территоріи, сами себя называютъ хрус- со; они теперь уже не заслуживаютъ тѣхъ про- звищъ, которыя прежде давали ихъ племенамъ: харази-хоа, или «ѣдоки тысячи очаговъ», и каппачоръ, или «похитители хлопка». Одинъ изъ ихъ клановъ даже принялъ уступленный ассамскимъ правительствомъ земли, лежаіція въ равнинѣ, и теперь индусскія обрядности мало-по-малу вытѣсняютъ у этихъ поселенцевъ обычаи фетишизма. Еще недавно ахинцы не умѣли даже обработывать землю и не знали ни какого промысла, кромѣ скотоводства; однако, они, какъ и большая часть дикарей Индіи, не любятъ молока и никогда не пьютъ его '). ГІо Гессельмейеру, языкъ ихъ походить на языкъ племени шанъ и жителей Манипура; эту послѣднюю страну онъ и считаетъ ихъ иерво- ') Dalton, „Ethnolog-y of Bengal“ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz