Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

1 83 ГЛАВА II.— ІШДУСТАНЪ. 1 8 4 чаетъ «Святое Мѣсто», расположенънаузкомъ хребтѣ горы въ видѣ полумѣсяда, на высотѣ отъ 2.000 до 2.250 метровъ откуда видно, на 1.800 метровъ, ниже, подъ лѣсистыми скатами, ущелье, черезъ которое убѣгаютъ воды Боль- шаго Ранджита. Дарджилингъ, какъ и всѣ дру- гіе «санитарные» города въ Гималаяхъ, окру- женъ съ боковъ казармами н батареями, но обіцій его видъ производить впечатлѣніе мно­ гочисленной группы дворцовъ, виллъ и дачъ. Въ сравненіисъ Симлой и другими англійскими городами Западнаго Гималая, онъ предста­ вляет. болыиія невыгоды, по причинѣ его слишкомъ сыраго климата; но въ утренніе часы, пока еще тучи не заволокли неба, чтобы про­ лить на землю обычный каждодневный дождь, -отсюда можно часто любоваться чудною пано­ рамою Гималайскихъ горъ, отъ неясно обрисо­ вывающейся на дальнемъ горизонтѣ остроко­ нечной верхушки Гауризанкара до колоссаль- ныхъ массивовъ Донкіаха и Чамалари; въ центрѣ, Кинчинджинга, гордо вздымающая къ небу свои двѣ по виду равныя главы, ка­ жется средоточіемъ, куда сходятся всѣ хребты; верхушка этого исполина всегда, при ясной погодѣ, точно кратеръ вулкана, увѣнчана по­ лосой облаковъ, которая изгибается къ востоку отъ дуновенія верхняго обратнаго пассата ‘). На югѣ виднѣется лѣсистая вершина Сенчаля, обрисовывающая свой профиль на фонѣ но- дернутыхъ дымкой равнинъ Ганга. Центръ англійскаго владычества въ Гима­ лаяхъ, занимающій, къ тому же, замѣчательно выгодное географическое положеніе, при вер- шинѣ угла, образуемаго водораздѣломъ между притоками Ганга и притоками Брахмапутры, Дарджилингъ, естественно, долженъ былъ сде­ латься очень дѣятельнымъ рынкомъ, какъ по­ средник. между индусами и тибетцами. Сик­ кимъ отправляетъ по своимъ горнымъ пото- камъ много строеваго лѣса въ Дарджилпнгскій округъ; Тибета посылаетъ въ самый городъ шерсть и рога, а Непалъ доставляешь преиму­ щественно домашнихъ животныхъ, въ обмѣнъ на товары англійскаго происхожденія. Въ 1877 году отпускъ изъ Дарджилинга въ Сик­ кимъ простирался до 354.100 франк., а при- возъ изъ Сиккима въ Дарджилингъ до 2.006.625 франк., слѣдовательно, общая сумма торговаго движенія равнялась 2.360.725 франк. Но ти- бетскія границы такъ хорошо охраняются, что Сиккимъ не можетъ продать въ Лассу ни ма- лѣйшей части ежегоднаго сбора чая, который производится съ 1856 года на плантаніяхъ въ окрестностяхъ Дарджилинга (въ 1875 году во всемъ Дарджилингскомъ округѣ насчитывали 121 чайную плантацію; ежегодный сборъ чая опредѣляется въ 2.000.000 килограм. листьевъ). ') „The Indian Alps, by a Lady Pioneer*;—Kuntze, „Aus alien Welttheilen“ 1881. Въ этомъ округѣ разведено также хинное де­ рево; въ 1875 году въ первый разъ Снимали’съ деревьев!, кору и приготовляли изъ нея хининъ. Плантаторы дѣлали также попытки разведенія въ сосѣднихъ лѣсахъ ипекакуаны, кардамона, а опытный садъ доставляетъ имъ другія тро- пическія растенія Новаго Свѣта; кромѣ того, каменноугольный копи и залежи желѣзной и мѣдной руды составляютъ для англійскаго го­ рода рессурсы въ запасѣ, и безъ всякаго со- мнѣнія, современемъ успѣхи мѣстной промыш­ ленности позволять ему эксплоатировать эти рессурсы. И теперь уже Дарджилингъ имѣетъ передъ всѣми другими гималайскими станціямп то важное преимущество, что онъ находится въ прямомъ сообщеніи съ сѣтью индійскпхъ желѣзныхъ дорогъ. Обыкновенный желѣзный путь приводить путешественников!, въ Пунка- барри, у подошвы горъ, а оттуда рельсовая линія, съ сильными рампами въ 4 и даже 5 сантиметровъ на метръ подъема, и съ крутыми поворотами въ 21 до 22 метровъ, поднимается съ гребня на гребень до высоты 2.225 метровъ, на вершину, гдѣ раскинулся новый городъ. Далѣе, многочисленным грунтовыя дороги, проходящія черезъ чайныя и хинныя планта- ціи, извиваются по бокамъ горъ и оканчиваются въ селеніяхъ Сиккима. Въ Дарджилингѣ похо- роненъ венгерскій путешественникъ Чома Ке- решъ, который такъ много сдѣлалъ для из- ученія тибетскаго языка. Дарджилингъ имѣетъ, какъ и Симла, свою «большую дорогу въ Тибетъ». Эта дорога спу­ скается на востокъ, въ долину Тисты, перехо­ дишь черезъ эту рѣку по прекрасному висячему мосту и поднимается по гребнямъ въ сѣверо- восточномъ направленіи къ Джайлапскому гор­ ному проходу, на сѣверѣ отъ Гипмочи. Эта брешь, представляющая сравнительно легкій подъемъ, такъ какъ она имѣетъ всего только 3.960 метровъ высоты, даетъ доступъ въ ти­ бетскую долину Чумби; но послѣдняя, какъ и Сиккимъ, принадлежитъ къ индійскому склону Гималаевъ, и вѣроятно, китайцы еще не скоро рѣшатся продолжить англійскую дорогу на свою территорію черезъ гребни Гималайской и За- гималайской цѣпей. Впрочемъ, тамъ именно и открывается одинъ изъ удобнѣйшихъ путей между противоположными склонами, тотъ путь, которымъ слѣдовали, въ прошломъ столѣтіи и въ началѣ нынѣшняго, англійскіе посланники при тибетскомъ дворѣ, Богль, Торнеръ и Ман- нингъ. Лишенный теперь своихъ восемнадцати до- аровъ, или ворота, открывающихся на равни­ ны Бенгаліи и Ассама, Бутанъ, или, вѣрнѣе, Бутъ-антъ, т. е. «оконечность земли Бутъ или Ботъ» *), заключаешь въ себѣ только узкіягор- ') Latham, „Descriptive Ethnology"; Dalton, „Ethno­ logy of Bengalu.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz