Боч, Г. Н. Экскурсия на Север : (Мурман и Хибины) / Г. Н. Боч ; сост. при участии Б. Ф. Землякова, Н. М. Павловой. – Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1926. - 115, [1] с. : ил. - (Экскурсионная библиотека / под общ. ред. Д. Н. Ангерта, Б. Е. Райкова).

III. ЭКСКУРСИЯ НА МУРМАН 16 III. ЭКСКУРСИЯ НА МУРМАН. Н а п у т и и з Л е н и н г р а д а в М у р м а н с к . — Мурманская железная дорога состоит из двух частей: пер­ вой, давно построенной, идущей от Ленинграда до Петро­ заводска, и второй, собственно Мурманской, тянущейся от Петрозаводска до Мурманска и построенной уже во время империалистической войны в очень короткий промежуток времени, с марта 1915 г. по ноябрь 1916 г. Таким образом, постройка дороги протяжением в 987 верст (1053 км) про­ должалась всего 1 год 8 месяцев. Объясняется такая удивительная быстрота тем, что во время войны, когда пути через Балтийское и Черное моря были закрыты, России необходимо было иметь свободный выход в море, а один Архангельск этой потребности удовлетворить не мог. Этой же срочностью работы объясняются и некоторые особенности дороги: дорога одноколейная, радиусы закруг­ лены много меньше нормальных (320 м, тогда как нор­ мальные 640 м), уклоны же больше нормальных и дости­ гают 0,015 (нормальные 0,008). Эти допущения были вре­ менными, так как рассчитывали постепенно, без остановки движения, перевести дорогу к нормальному типу; но только в последнее время удалось начать работы по спрямлению и улучшению пути. Одной из особенностей дороги является большое коли­ чество мостов (на каждый километр пути приходится, в сред­ нем, 16 м мостов). Эти мосты так же, как водоподъем­ ные башни и служебные здания носят временный характер. Стоимость сооружения линии выразилась в сумме около 180 миллионов рублей. Общее направление линии — с юга на север, при чем крайние пункты имеют следующую широту: Ленинград — 60° с. ш.: Мурманск — 69° с. ш. Весь путь от Ленинграда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz