Зенитчик Заполярья. 1943, ноябрь.
ЗЕНИТЧИК ЗАПОЛЯРЬЯ П О Р Т Р Е Т 22 ноября 1943 г. Ns 17 Д. Корсунская ( Р а с с к а з—быль). В Киевском художественном!та,—он не мог бы обстоятель- институте студент 0. считался мастером композиционной кар тины и баталистом. Когда на чалась война, 0. записался в студенческий батальон добро вольцем и отправился с ним на фронт. На фронте 0. пробыл недол го. В октябре 1941 г. он, зах ваченный в плен, попал в не мецкий концлагерь. За высокой каменной стеной, огороженной колючей проволокой, между двумя рвами, в которые свали вали трупы и откуда шел смрад разложения, жили люди. Собственно не жили, а умира ли от голода и жажды, от пыток и мороза. За десять месяцев пребывания 0. в’лагере из 20 тысяч заключенных в живых осталось только 2 ты- тячи. Две тысячи людей, в равнодушной безнадежности ожидающих смерти, как изба вления. Насобирав на пепели щах уголь, 0. рисовал тут, сидя на развалинах. Так он спас себя от сумасшествия. На рисунках раскинулись густые рощи,, улыбались беззаботные девушки, вздымались днепров ские кручи. В лагере его звали «худож ник» , а настоящее имя забыли. —Малер!—хохотала немец кая стража. Как 0. очут-ился у мольбер- но рассказать. Слишком нео жиданно и неимоверно все это произошло. К тому же он бшГ до безумия истощен и слаб Часто терял сознание. Но факт был налицо: он стоял у моль берта, перед туго натянутым полотном, он снова держал в руках тонкую, послушную кисть, чудесно пахли масля ные краски. ...—В стиле барокко, непре менно в стиле барокко,—слы шал U. как бы издалека одно образный и ровный, почти лишенный интонаций, голос немецкого генерала. Генералу захотелось увековечить свою особу кистью художника завое ванного народа. На 0. надвигаются образы барокковских портретов. По бедно мчится во главе своей конницы Фердинанд Австрий ский из мадридского портрета Рубенса. Высокомерно глядит Людовик XIV работы Бернини. Медленно и величественно, будто беседуя с невидимым собеседником, проходит карди нал Ришелье из портрета Шампеня... 0. знает, что хочет генерал. Величественность позы, иде ализированное лицо, богатые одежды, суровая арка, как декоративный ореол—все это должно было служить единой Семен Линко я лю блю и ВЕРЮ Ч у т ь т р е п е щ е т н ебо в с е в е р н ом с и я н ь и С л о в н о м е л к и й би с ер з в е зды надо мной . В в е ч е р э т о т т и х и й , бо я в о ж и д а н ь и В с п о м и н а ю вр ем я , ч т о п р о в е л с т о б о й . Ш у м ы в с п о м и н а ю у л и ч н ы х п р и л и в о в , Р а д у г у п л ы в у щ и х над М о с к в о й р е к л а м , В с е припоминаю стоя у залива. К а к ж и л о с ь ч у д е с н о и п р и в о л ь н о н ам ! Н о н а в е я л в е т е р т у ч и гр о з о вы е С з а п а д а бр яц ая , с к р и к о м ш л а орда. М ы б р о с а л и с г р у с т ь ю д ом , м е с т а р о д н ы е Т я ж е л о п р ощ а л и с ь :— м о ж е т н а в с е гд а . З а п о т е в ш и й пое зд г р о х о т а л у н ы л о , Ч у т ь с к р и п е л и п о л к и , н а с у с т а в к а ч а т ь , А в о к н о п е ч а л ь н о с в е т л у н а а г р у и л а И в у ш а х з в у ч а л о : - - н е з а б у д ь -писать! . . . П р о н е с л о с ь д ва год а . Я р о с т н ы м п е ж а р о м П о с т р а н е на з а п а д к а т и т с я войн а . Н о т е б я к а к п р е ж д е , с т ем ж е ю н ы м ж а р о м Я л ю б л ю и в е рю , ч то и т ы верна . цели,—порождать чувство вы сокого исторического призва ния изображаемой особы. 0. пишет портрет в стиле барокко. Лицо генерала такое же невыразительное, как и голос его. А художник должен изобразить лицо завоевателя, лицо недосягаемого величия. Так диктуют традиции герои ческого портрета барокко. Так хочет генерал. 0. сжимает в руке кисть. Об этом ли он мечтал, вступив в ряды Красной Армии? Но выход должен быть... Рубенс, Бернини, ІІІампень? И художник вспоминает жал ких кретинов Веласкеза,— ужасных в своем физическом уродстве. Выход найден! Если Веласкез физическим » уродст вом сумел раскрыть человечес кое убожество, то он, 0. в чертах невыразительного лица должен раскрыть духовное убо жество. Он впишет в общую парадную композицию барок- ковского портрета лицо духов но опустошенного человека, мертвую маску манекена. 0. вдруг почувствовал себя так, как чувствует себя воин на поле боя. Его кисть быст рыми и осторожными штриха ми касалась полотна. Когда сеанс закончился, ге нерал подошел к портрету. Он долго стоял перед ним. Потом, не оборачиваясь, начал рас стегивать кобуру. Опередив генерала на какую-то долю секунды, 0. схватил со стола массивный пресс и ударил генерала по голове. Когда в коридоре застучали кованные сапожищи стражи, 0. уже не было в комнате. ...На весь Н-ский округ гре мит слава о партизанском от ряде товарища Л. Отряд про славился своими боевыми дей ствиями и еще тем, что в от ряде есть свой художник. Люди рассказывают, что землянки партизанского отряда украше ны его работами. Иногда эти работы попадают в хаты ок рестных сел, ибо подчас, на летев на врага, партизаны расклеивают на стенах свои агитплакаты. Муки советских людей в фашистском рабстве, жизнь концтабора, победное шествие Красной Армии—вот содержание этих плакатов. И частенько повторяется в ри сунках мертвое лицо, врага, напоминающее маску манекена. НА СЦЕНЕ И ЭКРАНЕ „Два бойца" Лауреат Сталинской премии кинорежиссер Л. Луков, поста новщик картин «Большая жизнь» и «Пархоменко», создал новый художественный фильм «Два бойца». Сценарий написан Е. Габриловичем по повестпЛ. Славина «Мои земля ки.» «Два бойца»—это фильм о благородной солдатской друж бе, рожденной в суровой и гроз ной обстановке Великой Отече ственной войны. Герои карти ны—бойцы пулеметного рас чета: одесский сварщик Аркадий Дзюбин и уральский кузнец Саша Свинцов, которым выпала высокая честь защищать город Ленина. Зритель с пристальным вни манием следит за волнующей и в то же время такой простой историей двух советских воинов. Вместе с ними смеется он шут кам Аркадия, вместе с ними он бродит по улицам героического Ленинграда, вместе с ними влюбляется в Тасю, вместе с ними он горько переживает ссору друзей и участвует в последнем бою, где дружба вновь возвращается вместе с победой. Фильм «Два бойца» смотрится с большим и неослабевающим интересом;- этому способствует замечательная игра актеров, особенно Марка Бернеса и Бо риса Андреева, которые с под линным блеском и обаянием ведут свои роли. Легкие и за поминающиеся песенки «Темная ночь» и «Костя моряк», испол няемые М. Бернесом (компози тор Н. Богословский), несо мненно будут широко распе ваться в часы досуга и на фрон те и в тылу. Что касается изобразительной части картины, то она выпол нена Оператором А. Гинзбургом и художником В. Каплуновским с Подлинным кинематографиче ским мастерстом. Не смотря на то, что все ленинградские сцены снимались в Ташкенте, в филь ме ^нет декоративной фальши. Картину «Два бойца» можно смотреть много раз. А это лучшее доказательство того, что она хороша. Это настоящее большое и талантливое произ ведение киноискусства, которое по достоинству Оценят наши офицеры и краснофлотцы. В. СіУінрнов. ПЕСНЯ ИЗ КИНОФИЛЬМА „ДВА БОЙЦА" ТЕМНАЯ НОЧЬ Т е м н а я н о ч ь , т о л ь к о п у л и с в и с т я т по с т е п и , Т о л ь к о в е т е р ш у м и т в п р о в о д а х , т о л ь к о зв е зды м е р ц аю т . Т е м н а я но чь .,. Т ы , лю б и м а я , зн аю , не с й и ш ь , И у д е т с к о й к р о в а т к и т а й к о м т ы с л е з у у т и р а е ш ь . К а к я л ю б л ю г л у б и н у т в о и х л а с к о в ы х глаз, К а к я х о ч у к ним п р и ж а т ь с я с ё й ч а с г у б ам и . Т е м н а я н о ч ь р а з д е л я е т лю б им а я нас, И т р е в о ж н а я ч е р н а я с т е п ь з а л е г л а ' м е ж д у н ами . В е р ю в т е б я , в д о р о г у ю п о д р у г у мою. Э т а в е р а о т п у л и м е н я т е м н о й н о ч ь ю х р а н и л а . Р а д о с т н о мн е , я с п о к о е н в см е р т е л ь н о м бою . З н аю в с т р е т и ш ь с л ю б о в ь ю мен я, ч т о б с о м н ой не с л у ч и л о с ь . С м е р т ь не с т р а ш н а , с н ей не р а з мы в с т р е ч а л и с ь в бою . В о т и с е й ч а с н ад о м н о ю она к р у ж и т с я . Т ы м е н | ж д е ш ь и у д е т с к о й к р о в а т к и не с п и ш ь И п о э т о м у з н а ю ,— со мной н и ч е г о н е с л у ч и т с я . В Л0М01Д АГИТАТОРУ Важнейшие льготы для семей военнослужащих 1. Л ь г о т ы по налогам От военно го налога осво бождаются члены семей военно служащих , получающих посо бие от государства. От н а л о га на одиноких и б е з д е т н ы х г р а ж д а н освобо ждаются жены военнослужащих. От с е л ь с ко хо зя й с т вен но го н а л о га освобождаются хозяй ства колхозников и единолич ников, сын которых или сам глава семьи находится на военной службе, если в семье не осталось других трудоспо собных, кроме жены военно служащего , имеющей детей до 8 лет. От н а л о га со строений освобождаются строения, при надлежащие военнослужащим рядового и сержантского сос тава и их семьям, если в этих строениях не сдаются в наем помещения. От земельной ренты осво бождаются земли, обслуживаю щие строения, освобождаемые от налога со строений. 2. Льготы по обязательным поставкам К обязательным поставкам сельскохозяйственных продук тов государству не привле каются хозяйства красноармей цев, если глава семьи находит ся на военной службе, а і семье осталась его жена с деть ми до 7 лет, а также хозяй ства престарелых мужчин и женщин, сыновья которых на ходятся на военной службе, а в семье осталась жена с детьми до 1 лет. 3. Ж илищ ные л ь го ты На время войны за всеми лицами, состоящими в рядах Красной Армии и Военно-Мор ского флота, сохраняется их жилая площадь. Военнослужа щие и их семьи не подлежат выселению в административ ном порядке. Иски о выселе нии с'емщиков, члены семей которых призваны в ряды Красной Армии и Военно-Мор- ского флота, приостанавливают ся производством, за исключе нием случаев самоуправного или незаконного вселения на жилую площадь. При исчислении квартирной платы с семей военнослужа щих жилая площадь, падаю щая на долю самого военнослу жащего, исключается. С семей лиц рядового и сержантского состава, если в семье нет лиц с самостоятельным заработком и семья получает только го сударственное пособие, квартир ная плата исчисляется, исходя из суммы пособия, причитаю щегося на долю каждого из нетрудоспособных членов семьи. С семей военнослужащих офи церского состава и генералов, если в семье не имеется лиц с самостоятельным заработком, квартирная плата взимается по льготным ставкам (не свыше 80 коп. за квадратный метр в месяц). 4. Ль готы по обслуживанию и обучению ,де тей Дети военнослужащих при нимаются в ясли и ' детские сады в первую очередь. Плата за содержание детей красноар мейцев в яслях уменьшается на 25 процентов. Если жена военнослужащего работает на предприятии или в учреждении, плата за содержание детей в яслях и детских садах исчис ляется без учета пособия, полу чаемого ею от государства. Дети военнослужащих рядо вого и сержантского состава освобождаются от’ платы за обучение X 8—10-х классах средней- школы, техникумах и вузах. Другие иждивенцы рядо вого и сержантского состава освобождаются от платы за обучение в вузах техникумах, если они получают пособие от государства. Управление по государ ственному обеспечению и бытовому устройству оемей военнослужащих при Сов наркоме РСФСР. Ответственный редактор А. И. СТАСЕВИЧ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz