Зенитчик Заполярья. 1943, ноябрь.

ЗЕНИТЧИК ЗАПОЛЯРЬЯ П О Р Т Р Е Т 22 ноября 1943 г. Ns 17 Д. Корсунская ( Р а с с к а з—быль). В Киевском художественном!та,—он не мог бы обстоятель- институте студент 0. считался мастером композиционной кар тины и баталистом. Когда на чалась война, 0. записался в студенческий батальон добро­ вольцем и отправился с ним на фронт. На фронте 0. пробыл недол го. В октябре 1941 г. он, зах­ ваченный в плен, попал в не­ мецкий концлагерь. За высокой каменной стеной, огороженной колючей проволокой, между двумя рвами, в которые свали­ вали трупы и откуда шел смрад разложения, жили люди. Собственно не жили, а умира­ ли от голода и жажды, от пыток и мороза. За десять месяцев пребывания 0. в’лагере из 20 тысяч заключенных в живых осталось только 2 ты- тячи. Две тысячи людей, в равнодушной безнадежности ожидающих смерти, как изба­ вления. Насобирав на пепели­ щах уголь, 0. рисовал тут, сидя на развалинах. Так он спас себя от сумасшествия. На рисунках раскинулись густые рощи,, улыбались беззаботные девушки, вздымались днепров­ ские кручи. В лагере его звали «худож­ ник» , а настоящее имя забыли. —Малер!—хохотала немец­ кая стража. Как 0. очут-ился у мольбер- но рассказать. Слишком нео­ жиданно и неимоверно все это произошло. К тому же он бшГ до безумия истощен и слаб Часто терял сознание. Но факт был налицо: он стоял у моль­ берта, перед туго натянутым полотном, он снова держал в руках тонкую, послушную кисть, чудесно пахли масля­ ные краски. ...—В стиле барокко, непре­ менно в стиле барокко,—слы­ шал U. как бы издалека одно­ образный и ровный, почти лишенный интонаций, голос немецкого генерала. Генералу захотелось увековечить свою особу кистью художника завое­ ванного народа. На 0. надвигаются образы барокковских портретов. По­ бедно мчится во главе своей конницы Фердинанд Австрий­ ский из мадридского портрета Рубенса. Высокомерно глядит Людовик XIV работы Бернини. Медленно и величественно, будто беседуя с невидимым собеседником, проходит карди­ нал Ришелье из портрета Шампеня... 0. знает, что хочет генерал. Величественность позы, иде­ ализированное лицо, богатые одежды, суровая арка, как декоративный ореол—все это должно было служить единой Семен Линко я лю блю и ВЕРЮ Ч у т ь т р е п е щ е т н ебо в с е в е р н ом с и я н ь и С л о в н о м е л к и й би с ер з в е зды надо мной . В в е ч е р э т о т т и х и й , бо я в о ж и д а н ь и В с п о м и н а ю вр ем я , ч т о п р о в е л с т о б о й . Ш у м ы в с п о м и н а ю у л и ч н ы х п р и л и в о в , Р а д у г у п л ы в у щ и х над М о с к в о й р е к л а м , В с е припоминаю стоя у залива. К а к ж и л о с ь ч у д е с н о и п р и в о л ь н о н ам ! Н о н а в е я л в е т е р т у ч и гр о з о вы е С з а п а д а бр яц ая , с к р и к о м ш л а орда. М ы б р о с а л и с г р у с т ь ю д ом , м е с т а р о д н ы е Т я ж е л о п р ощ а л и с ь :— м о ж е т н а в с е гд а . З а п о т е в ш и й пое зд г р о х о т а л у н ы л о , Ч у т ь с к р и п е л и п о л к и , н а с у с т а в к а ч а т ь , А в о к н о п е ч а л ь н о с в е т л у н а а г р у и л а И в у ш а х з в у ч а л о : - - н е з а б у д ь -писать! . . . П р о н е с л о с ь д ва год а . Я р о с т н ы м п е ж а р о м П о с т р а н е на з а п а д к а т и т с я войн а . Н о т е б я к а к п р е ж д е , с т ем ж е ю н ы м ж а р о м Я л ю б л ю и в е рю , ч то и т ы верна . цели,—порождать чувство вы­ сокого исторического призва­ ния изображаемой особы. 0. пишет портрет в стиле барокко. Лицо генерала такое же невыразительное, как и голос его. А художник должен изобразить лицо завоевателя, лицо недосягаемого величия. Так диктуют традиции герои­ ческого портрета барокко. Так хочет генерал. 0. сжимает в руке кисть. Об этом ли он мечтал, вступив в ряды Красной Армии? Но выход должен быть... Рубенс, Бернини, ІІІампень? И художник вспоминает жал­ ких кретинов Веласкеза,— ужасных в своем физическом уродстве. Выход найден! Если Веласкез физическим » уродст­ вом сумел раскрыть человечес­ кое убожество, то он, 0. в чертах невыразительного лица должен раскрыть духовное убо­ жество. Он впишет в общую парадную композицию барок- ковского портрета лицо духов­ но опустошенного человека, мертвую маску манекена. 0. вдруг почувствовал себя так, как чувствует себя воин на поле боя. Его кисть быст­ рыми и осторожными штриха­ ми касалась полотна. Когда сеанс закончился, ге­ нерал подошел к портрету. Он долго стоял перед ним. Потом, не оборачиваясь, начал рас­ стегивать кобуру. Опередив генерала на какую-то долю секунды, 0. схватил со стола массивный пресс и ударил генерала по голове. Когда в коридоре застучали кованные сапожищи стражи, 0. уже не было в комнате. ...На весь Н-ский округ гре­ мит слава о партизанском от­ ряде товарища Л. Отряд про­ славился своими боевыми дей­ ствиями и еще тем, что в от­ ряде есть свой художник. Люди рассказывают, что землянки партизанского отряда украше­ ны его работами. Иногда эти работы попадают в хаты ок­ рестных сел, ибо подчас, на­ летев на врага, партизаны расклеивают на стенах свои агитплакаты. Муки советских людей в фашистском рабстве, жизнь концтабора, победное шествие Красной Армии—вот содержание этих плакатов. И частенько повторяется в ри­ сунках мертвое лицо, врага, напоминающее маску манекена. НА СЦЕНЕ И ЭКРАНЕ „Два бойца" Лауреат Сталинской премии кинорежиссер Л. Луков, поста­ новщик картин «Большая жизнь» и «Пархоменко», создал новый художественный фильм «Два бойца». Сценарий написан Е. Габриловичем по повестпЛ. Славина «Мои земля­ ки.» «Два бойца»—это фильм о благородной солдатской друж­ бе, рожденной в суровой и гроз­ ной обстановке Великой Отече­ ственной войны. Герои карти­ ны—бойцы пулеметного рас­ чета: одесский сварщик Аркадий Дзюбин и уральский кузнец Саша Свинцов, которым выпала высокая честь защищать город Ленина. Зритель с пристальным вни­ манием следит за волнующей и в то же время такой простой историей двух советских воинов. Вместе с ними смеется он шут­ кам Аркадия, вместе с ними он бродит по улицам героического Ленинграда, вместе с ними влюбляется в Тасю, вместе с ними он горько переживает ссору друзей и участвует в последнем бою, где дружба вновь возвращается вместе с победой. Фильм «Два бойца» смотрится с большим и неослабевающим интересом;- этому способствует замечательная игра актеров, особенно Марка Бернеса и Бо­ риса Андреева, которые с под­ линным блеском и обаянием ведут свои роли. Легкие и за­ поминающиеся песенки «Темная ночь» и «Костя моряк», испол­ няемые М. Бернесом (компози­ тор Н. Богословский), несо­ мненно будут широко распе­ ваться в часы досуга и на фрон­ те и в тылу. Что касается изобразительной части картины, то она выпол­ нена Оператором А. Гинзбургом и художником В. Каплуновским с Подлинным кинематографиче­ ским мастерстом. Не смотря на то, что все ленинградские сцены снимались в Ташкенте, в филь­ ме ^нет декоративной фальши. Картину «Два бойца» можно смотреть много раз. А это лучшее доказательство того, что она хороша. Это настоящее большое и талантливое произ­ ведение киноискусства, которое по достоинству Оценят наши офицеры и краснофлотцы. В. СіУінрнов. ПЕСНЯ ИЗ КИНОФИЛЬМА „ДВА БОЙЦА" ТЕМНАЯ НОЧЬ Т е м н а я н о ч ь , т о л ь к о п у л и с в и с т я т по с т е п и , Т о л ь к о в е т е р ш у м и т в п р о в о д а х , т о л ь к о зв е зды м е р ц аю т . Т е м н а я но чь .,. Т ы , лю б и м а я , зн аю , не с й и ш ь , И у д е т с к о й к р о в а т к и т а й к о м т ы с л е з у у т и р а е ш ь . К а к я л ю б л ю г л у б и н у т в о и х л а с к о в ы х глаз, К а к я х о ч у к ним п р и ж а т ь с я с ё й ч а с г у б ам и . Т е м н а я н о ч ь р а з д е л я е т лю б им а я нас, И т р е в о ж н а я ч е р н а я с т е п ь з а л е г л а ' м е ж д у н ами . В е р ю в т е б я , в д о р о г у ю п о д р у г у мою. Э т а в е р а о т п у л и м е н я т е м н о й н о ч ь ю х р а н и л а . Р а д о с т н о мн е , я с п о к о е н в см е р т е л ь н о м бою . З н аю в с т р е т и ш ь с л ю б о в ь ю мен я, ч т о б с о м н ой не с л у ч и л о с ь . С м е р т ь не с т р а ш н а , с н ей не р а з мы в с т р е ч а л и с ь в бою . В о т и с е й ч а с н ад о м н о ю она к р у ж и т с я . Т ы м е н | ж д е ш ь и у д е т с к о й к р о в а т к и не с п и ш ь И п о э т о м у з н а ю ,— со мной н и ч е г о н е с л у ч и т с я . В Л0М01Д АГИТАТОРУ Важнейшие льготы для семей военнослужащих 1. Л ь г о т ы по налогам От военно го налога осво­ бождаются члены семей военно­ служащих , получающих посо­ бие от государства. От н а л о га на одиноких и б е з д е т н ы х г р а ж д а н освобо­ ждаются жены военнослужащих. От с е л ь с ко хо зя й с т вен но го н а л о га освобождаются хозяй­ ства колхозников и единолич­ ников, сын которых или сам глава семьи находится на военной службе, если в семье не осталось других трудоспо­ собных, кроме жены военно­ служащего , имеющей детей до 8 лет. От н а л о га со строений освобождаются строения, при­ надлежащие военнослужащим рядового и сержантского сос­ тава и их семьям, если в этих строениях не сдаются в наем помещения. От земельной ренты осво­ бождаются земли, обслуживаю­ щие строения, освобождаемые от налога со строений. 2. Льготы по обязательным поставкам К обязательным поставкам сельскохозяйственных продук­ тов государству не привле­ каются хозяйства красноармей­ цев, если глава семьи находит ся на военной службе, а і семье осталась его жена с деть ми до 7 лет, а также хозяй­ ства престарелых мужчин и женщин, сыновья которых на­ ходятся на военной службе, а в семье осталась жена с детьми до 1 лет. 3. Ж илищ ные л ь го ты На время войны за всеми лицами, состоящими в рядах Красной Армии и Военно-Мор­ ского флота, сохраняется их жилая площадь. Военнослужа­ щие и их семьи не подлежат выселению в административ­ ном порядке. Иски о выселе­ нии с'емщиков, члены семей которых призваны в ряды Красной Армии и Военно-Мор- ского флота, приостанавливают­ ся производством, за исключе­ нием случаев самоуправного или незаконного вселения на жилую площадь. При исчислении квартирной платы с семей военнослужа­ щих жилая площадь, падаю­ щая на долю самого военнослу­ жащего, исключается. С семей лиц рядового и сержантского состава, если в семье нет лиц с самостоятельным заработком и семья получает только го­ сударственное пособие, квартир­ ная плата исчисляется, исходя из суммы пособия, причитаю­ щегося на долю каждого из нетрудоспособных членов семьи. С семей военнослужащих офи­ церского состава и генералов, если в семье не имеется лиц с самостоятельным заработком, квартирная плата взимается по льготным ставкам (не свыше 80 коп. за квадратный метр в месяц). 4. Ль готы по обслуживанию и обучению ,де тей Дети военнослужащих при­ нимаются в ясли и ' детские сады в первую очередь. Плата за содержание детей красноар­ мейцев в яслях уменьшается на 25 процентов. Если жена военнослужащего работает на предприятии или в учреждении, плата за содержание детей в яслях и детских садах исчис­ ляется без учета пособия, полу­ чаемого ею от государства. Дети военнослужащих рядо­ вого и сержантского состава освобождаются от’ платы за обучение X 8—10-х классах средней- школы, техникумах и вузах. Другие иждивенцы рядо­ вого и сержантского состава освобождаются от платы за обучение в вузах техникумах, если они получают пособие от государства. Управление по государ ­ ственному обеспечению и бытовому устройству оемей военнослужащих при Сов­ наркоме РСФСР. Ответственный редактор А. И. СТАСЕВИЧ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz