Старостин, М. И. (1902-1948). Дневник войны / М. И. Старостин ; [подгот. текста, ред., предисл.: В. П. Семенов]. – Мурманск : Опимах, 2014. – 436, [3] с., [24] л. ил., портр., факс. : портр.

Сентябрь 1942 г. 1 сентября. Погода —теплая и солнечная. С командующими 14-й армией генерал- майором В. И. Щербаковым и ВВС армии генерал-майором И. JI. Туркель ездил на строительство аэродрома «Роста». Много сде­ лано, но большой объем работ еще предстоит выполнить, а времени нет. Надо во что бы то ни стало всё закончить к 15-му сентября. Обнаружил, что на участке строительства, которое ведет саперный батальон, —отвра­ тительная организация работ. Предупредил командира и комиссара батальона об ответ­ ственности за выполняемую работу. По возвращении в Мурманск И. Л. Тур­ кель доложил о состоянии авиации и ходе обучения молодых летчиков. Приехали из г. Беломорска, из штаба Карельского фронта, член Военного сове­ та 14-й армии генерал-майор А. И. Крюков и начальник политотдела армии полковник Ф. Н. Григорович. Они привезли с собой при­ каз начальника Главного Политического уп­ равления РККА тов. А. С. Щербакова, в ко­ тором политическая работа на нашем фронте признана неудовлетворительной. А. И. Крюкову объявлен выговор и предуп­ реждение о том, что, если не перестроит ра­ боту, то будет освобожден. На мой взгляд, оценка политработы в на­ шей 14-й армии не совсем правильная: недо­ статки у нас есть, но положение в несколько раз лучше, чем в других армиях Карельского фронта. Такая оценка политработы в на­ шей армии —результат плохого отноше­ ния начальника политуправления фронта дивизионного комиссара А. Г. Румянцева к А. И. Крюкову. На КП армии провели совещание с воен­ ными прокурорами. Дали установку: мень­ ше судить —использовать дисциплинарные права командиров —отправлять в штрафные роты для искупления вины. На фронте —без перемен, всё относитель­ но спокойно —обычная артперестрелка. 2 сентября. Погода —облачная, с большими разрыва­ ми, что благоприятствует налетам фашистс­ кой авиации. В 11 часов 30 минут —воздушная трево­ га. 8 бомбардировщиков типа «Юнкерс-87» и 18 истребителей «Мессершмитт-109» со­ вершили налет на аэродром «Мурмаши». Только одна бомба попала в аэродром, ос­ тальные упали в сопки. Материального ущерба нашим самолетам не нанесено. При этом налёте было сбито 2 «Мессершмитта», наши потери —один истребитель «Харри- кейн». В 12 часов 20 минут и 13 часов 10 минут были воздушные тревоги, но фашистские самолеты к городу не подпустили. В 15 часов 40 минут 5 «Юнкерсов-88», 4 «Мессершмитта-109» и 5 «Мессершмит- тов-110» бомбили наши аэродромы «Мурма­ ши» и «Шонгуй». Человеческих жертв и ма­ териальных потерь на аэродромах —нет. В воздушных боях было сбито 4 «Мессершмит­ та». Наши потери —2 истребителя, летчики которых выпрыгнули на парашютах. Вечером смотрел и правил проекты реше­ ний заседаний бюро обкома партии: при­ шлось многое изменить по «Жидкому горю­ чему...», «Газогенераторам...» и некоторым другим вопросам. Из штаба Карельского фронта сообщили, что к нам выехали спецпоездом Председа­ тель Президиума Верховного Совета Ка­ рельской ССР тов. О. В. Куусинен с на­ чальником Кировской железной дороги тов. П. Н. Гарцуевым. Цель поездки —выда­ 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz