Старостин, М. И. (1902-1948). Дневник войны / М. И. Старостин ; [подгот. текста, ред., предисл.: В. П. Семенов]. – Мурманск : Опимах, 2014. – 436, [3] с., [24] л. ил., портр., факс. : портр.
Сентябрь 1942 г. 1 сентября. Погода —теплая и солнечная. С командующими 14-й армией генерал- майором В. И. Щербаковым и ВВС армии генерал-майором И. JI. Туркель ездил на строительство аэродрома «Роста». Много сде лано, но большой объем работ еще предстоит выполнить, а времени нет. Надо во что бы то ни стало всё закончить к 15-му сентября. Обнаружил, что на участке строительства, которое ведет саперный батальон, —отвра тительная организация работ. Предупредил командира и комиссара батальона об ответ ственности за выполняемую работу. По возвращении в Мурманск И. Л. Тур кель доложил о состоянии авиации и ходе обучения молодых летчиков. Приехали из г. Беломорска, из штаба Карельского фронта, член Военного сове та 14-й армии генерал-майор А. И. Крюков и начальник политотдела армии полковник Ф. Н. Григорович. Они привезли с собой при каз начальника Главного Политического уп равления РККА тов. А. С. Щербакова, в ко тором политическая работа на нашем фронте признана неудовлетворительной. А. И. Крюкову объявлен выговор и предуп реждение о том, что, если не перестроит ра боту, то будет освобожден. На мой взгляд, оценка политработы в на шей 14-й армии не совсем правильная: недо статки у нас есть, но положение в несколько раз лучше, чем в других армиях Карельского фронта. Такая оценка политработы в на шей армии —результат плохого отноше ния начальника политуправления фронта дивизионного комиссара А. Г. Румянцева к А. И. Крюкову. На КП армии провели совещание с воен ными прокурорами. Дали установку: мень ше судить —использовать дисциплинарные права командиров —отправлять в штрафные роты для искупления вины. На фронте —без перемен, всё относитель но спокойно —обычная артперестрелка. 2 сентября. Погода —облачная, с большими разрыва ми, что благоприятствует налетам фашистс кой авиации. В 11 часов 30 минут —воздушная трево га. 8 бомбардировщиков типа «Юнкерс-87» и 18 истребителей «Мессершмитт-109» со вершили налет на аэродром «Мурмаши». Только одна бомба попала в аэродром, ос тальные упали в сопки. Материального ущерба нашим самолетам не нанесено. При этом налёте было сбито 2 «Мессершмитта», наши потери —один истребитель «Харри- кейн». В 12 часов 20 минут и 13 часов 10 минут были воздушные тревоги, но фашистские самолеты к городу не подпустили. В 15 часов 40 минут 5 «Юнкерсов-88», 4 «Мессершмитта-109» и 5 «Мессершмит- тов-110» бомбили наши аэродромы «Мурма ши» и «Шонгуй». Человеческих жертв и ма териальных потерь на аэродромах —нет. В воздушных боях было сбито 4 «Мессершмит та». Наши потери —2 истребителя, летчики которых выпрыгнули на парашютах. Вечером смотрел и правил проекты реше ний заседаний бюро обкома партии: при шлось многое изменить по «Жидкому горю чему...», «Газогенераторам...» и некоторым другим вопросам. Из штаба Карельского фронта сообщили, что к нам выехали спецпоездом Председа тель Президиума Верховного Совета Ка рельской ССР тов. О. В. Куусинен с на чальником Кировской железной дороги тов. П. Н. Гарцуевым. Цель поездки —выда 184
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz