Старостин, М. И. (1902-1948). Дневник войны / М. И. Старостин ; [подгот. текста, ред., предисл.: В. П. Семенов]. – Мурманск : Опимах, 2014. – 436, [3] с., [24] л. ил., портр., факс. : портр.

большой мастер по этому делу —М. Е. Чер­ касов. Легли спать очень поздно, встали в 9 ча­ сов утра. Утром поймали всего три кумжи, правда, довольно крупные. В 16 часов собрали все снасти, и по пути заехали в зверосовхоз к тов. Жем- чужникову, где поужинали и помылись в бане. В 23 часа возвратились домой, в наш домик. Бабушка угостила нас чаем, и мы лег­ ли спать, как убитые, но отдохнувшие. 10 августа. Погода—солнечно, с крупной облачностью. В 13 часов 40 минут —воздушная трево­ га. Зенитные батареи устроили сильный заг­ радительный огонь, и фашистские самолеты повернули на Ваенгу. Наблюдал воздушный бой —видел один падающий самолет. Оп­ ределить на таком расстоянии, чей это са­ молет —наш или врага —было невозможно. Главный инженер комбината «Северони- кель» К. Сушков был у меня по вопросу хода восстановительных работ на комбинате. Об­ судили с ним вопрос о восстановлении ко­ бальтового цеха с тем, чтобы дать стране в трудное для нее время гидроокись кобальта. Говорил с секретарями городских райко­ мов ВКП(б) по вопросу строительства зем­ лянок для трудящихся города, пострадавших от пожаров и бомбардировок. Дал указание начальнику Тыла 14-й ар­ мии генерал-майору Мальцеву о снабжении частей армии горючим и экономии его. 11 и 12 августа. В 8 часов 30 минут вместе с И. И. Фёдо­ ровым и начальником управления НКВД области А. Ф. Ручкиным выехали на двух спецавтомашинах (Бентамах) по дороге Мурманск —Пулозеро —Ловозеро, общей протяженностью 200 км. От Кильдинстроя начался участок длиной в 120 км, построен­ ный во время войны. Теперь никакие случай­ ности нам не страшны, так как имеем же­ лезнодорожный путь и —параллельно ему —грунтовую автодорогу. Не думаю, что нам придется воспользоваться этой дорогой, так как Мурманск врагу мы никогда не сдадим. Дорога идет по красивой лесной местнос­ ти, пересекая массу озёр. Надо доделывать мосты и во многих местах кюветы. Ширина проезжей части дороги 6-7 метров, на мно­ гих участках ехали со скоростью 50 км. До Пулозеро ехали 3 часа. Далее сверну­ ли на тракт Пулозеро —Ловозеро. Здесь об­ наружили запустение: полотно тракта зарос­ ло кустарником, мосты плохие, много ям и размывов. До Ловозера добирались 5 часов, прибыв в 17 часов. Пообедали, и в 20 часов пошли на партийное собрание, посвященное итогам работы пленума обкома ВКП(б). На собрании присутствовало 40 человек. С докладом выступал 1-й секретарь райкома партии А. М. Долматов. Активно прошли прения, многие выступили. В заключении я остановился на задачах парторганизации по мобилизации коммунистов на выполнение плана уборки урожая и вылова рыбы. Утром осмотрели поселок, расположен­ ный в 5 км от озера Ловозеро, школу и детс­ кие ясли. Проверил ход реализации товаров и хранение продовольственных запасов. Были на озере, где стоит аэродромная коман­ да моряков, говорил с краснофлотцами. Перед обратной дорогой беседовал с сек­ ретарями райкома ВКП(б) по дальнейшей работе. Обратил их внимание на важность экономии топлива и продовольствия, выпол­ нении планов колхозами. В 16 часов выехали обратно в Мурманск, добрались до дома только в 01 ночи 13.08.42 г. 13 августа. Погода —жарко и безоблачно. Приехал с совещания при штабе Карель­ ского фронта член Военного совета армии А. И. Крюков, который сообщил, что поли­ туправление штаба фронта ставило перед ко­ мандованием и политорганами армий и кор­ пусов задачу перестройки агитационно-про­ 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz