Старостин, М. И. (1902-1948). Дневник войны / М. И. Старостин ; [подгот. текста, ред., предисл.: В. П. Семенов]. – Мурманск : Опимах, 2014. – 436, [3] с., [24] л. ил., портр., факс. : портр.

А. И. Минеев сообщил из порта, что но­ вый караван судов союзников пришел, и 10 кораблей уже поставлены под разгрузку. Вчера во время разгрузки танков порвалась оттяжка и сломалась стрела подъемного кра­ на. Танк полетел на борт корабля, перевер­ нулся и упал на причал, встав прямо на свои гусеницы, то есть так, как надо при нормаль­ ной разгрузке. При этом без всяких поло­ мок —крайне редкий случай. Вечером в 19 часов в зале заседаний обко­ ма ВКП(б) вручил выписки Военного сове­ та 14-й армии с благодарностью за отличную работу рабочим, работницам и домашним хозяйкам. Было всего человек 45. Вручение прошло очень тепло и хорошо. В ответных словах все выступавшие заверяли обком ВКП(б) и Военный совет армии, что будут работать еще лучше. После вручения присутствующим был показан кинофильм. 15 марта. В 13 часов —воздушная тревога. Три фа­ шистских самолета бомбили город. Все бом­ бы упали в Кольский залив —видимо, фаши­ сты стараются попасть в разгружающиеся в порту английские и американские корабли. В 16 часов 30 минут —опять воздушная тревога. Был воздушный бой, в итоге кото­ рого наши самолеты сбили один самолет про­ тивника. Сегодня в 20 часов выезжаю с командую­ щим 14-й армией Р. И. Паниным на фронт Кандалакшского направления для решения вопроса о переднем крае обороны против горы Лысой. Дал указание перед отъездом секретарю обкома ВКП(б) тов Фёдорову о распределении прибывшего продовольствия совместно с облисполкомом. В 19 часов 30 минут на машине вместе с Р. И. Паниным выехал на вокзал станции Мурманск. Начало темнеть, но на земле ви­ димость была еще приличная. При поезде по улице я услышал близко от машины свист бомб, сказал об этом Панину. Но так как ближняя из них не разорвалась, то мы, не останавливая машины, поехали дальше. При повороте с этой улицы я опять услышал свист близко падающих от машины бомб. Мы не вышли из машины, а, открыв дверцу, видели как в метрах 50-100 справа от нас под­ нимались столбы снега, но взрывов не пос­ ледовало. Сказали водителю, чтобы остано­ вил машину, немного не доехав до железно­ дорожной станции. Только вылезли из авто­ машины, как услышали свист падающих на нас бомб. Выбежавший со станции народ, услышав свист бомб, попадал на землю, в снег. Мы с Паниным, перебегая улицу, упасть на землю не успели. В этот момент одна из падающих авиабомб приземлилась рядом с нами за забором, подняв большой столб сне­ га, а две другие бомбы упали немного даль­ ше, у станции. От их взрыва меня сильно за­ сыпало песком и снегом. Я тогда упал на зем­ лю и после взрыва бомб побежал к яме, из которой берут песок. В эту яму бежало мно­ го людей, и меня сильно толкнула одна жен­ щина, бегущая с громким криком и плачем. С меня от толчка слетела шапка, и пока я ее нашел —снова засвистели бомбы, которые упали у станции, но, к нашему счастью, не разорвались. В это время к нам подошел начальник ВОСО тов. Синяговский и сказал, что здесь недалеко во дворе есть бомбоубежище желез­ нодорожников. Мы пошли туда. Бомбы ле­ тели, но по свисту их можно было опреде­ лить, что они упадут далеко от нас. Посидев немного в бомбоубежище, отрях­ нулся от песка, который набился в шапку, в полушубок, в голову и за шиворот. Затем мы с Паниным уехали на городской командный пункт обкома партии, где находится цент­ ральный пункт ПВО, к которому поступают все сведения от постов ВНОС о движении и курсах фашистских самолетов. Вскоре после приезда на КП опять нача­ лись бомбежки с перерывами в 20-30 минут, 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz