Поздняков Алексей Павлович, гвардии капитан Герой Советского Союза [Изоматериал : электронный ресурс] : [фотоальбом] / материал собр. и оформ.: Бойко Таня и др. ; восьмилет. шк. пос. Килп-Явр Мурм. обл. – Электрон. дан. (1 файл : 41,8 МБ). – (Мурманск : Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека, 2015). – Режим доступа: http://www.kolanord.ru. – Загл. с экрана. – Место хранения оригинала: средняя школа пос. Килп-Явр Мурманской области.

HI * 3 ев і с р і ь і m a t i t I j a воздушного боя Опы т В е л и к о й О т еч ествен н о й в о й ны п о к а зы в а е т, что и с т р е б и т е л ь н а я а в и а ц и я способна с успехом в ы п о л н я т ь м н о го ч и с л ен ны е бо евы е за д а ч и , у н и ч т о ­ ж а т ь с а м о л е ты и б е сп и л о тны е с р е д с т в а п р о ти в н и к а, зе н и т н ы е и р а к е т н ы е точки, об е сп еч и в ат ь господ­ ство в в о зд ухе. В с о в р е м е н н ы х у с л о в и я х а в и а ц и я о с н ащ е н а м н о го ч и с л ен ным и р а д и о т ех н и ч е ск и м и с р е д ­ ствами . О д н ак о н адо у ч и ты в ат ь , ч т о в б оевы х у с л о в и я х в полной м ер е и с п о л ь зо в а т ь их не всегда п р е д с т а в и т с я возм ож н о ст ь. С л ед о в ат ел ь н о , к а к и в пр ош л ом , л ет ч и к -и ст р е б и т ел ь д о л ж е н у м ет ь с ам о ­ ст о я т е л ь н о н ахо д и ть в р а г а и у н и ч т о ж а т ь его без п ом ощ и с зем л и. О в л а д ен и е и с к у сс тв ом возд уш н о го боя — з а д а ч а с л о ж н а я , тр у д н а я , тр еб у е т б о л ьш и х у с и л и й , н аст о й ­ чи вости к а к от р у к о в о д и т ел е й , т а к и от о б уч аемы х . О д н ак о ее необходимо р е ш а т ь м ет о д и ч е ск и г р ам о т ­ но и в к о р о тк и е сроки. Под в о зд уш н ы м боем сле д у е т п о н им ат ь б оевы е д е й с т в и я од и н о ч н ы х сам о л е то в и л и групп, с о ч е тающ и х огонь и м а н е в р д л я уни что ­ ж е н и я возд уш н о го п р о т и в н и к а . Во ф р о н т о в ы л у с л о ­ виях, к а к и звестн о , в о зд уш н ы й бой и стр е б и те л ей за н и м а л зн а ч и т е л ь н о е место. Он в о зн и к а л при в ы ­ п о л нени и п е р е х в а т а т а к т и ч е с к и х и с тр е б и те л ей п р о ­ ти в н и к а, при о т р аж е н и и н а л е т а бом б ар д и р о вщ и к о в , п р и к р ы в а е м ы х и с тр е б и те л ям и , при о бесп еч ен ии бое­ вы х д е й с тв и й своих б о м б ар д и р о вщ и к о в и т. д. З а д а ч а л е т ч и к а состоит в том. чтобы , и с п о л ь з у я вы со к и е м а н е в р е н н ы е в о зм ож н о ст и своего с ам о л ета, сум е т ь С оответствующим м а н е в р о м с о зд а т ь себе у с л о в и я д л я в е д е н и я огня. Мож но п р и ве с ти н е м ал о п р им еро в , к о гд а им ен н о это у м ен и е, бы с тр о т а р е а к ­ ции, н а вы к и , д о в е д е н н ы е до а в т о м а т и з м а , пом огали н аш и м м а с т е р а м в о зд уш н о го боя д о б и в ат ь с я успеха. В одном из п ол етов у м е л о д е й с тв о в а л к а п и т ан Н. Б ор и со в . Он в ы п о л н я л эн ер г и ч н ы й м ан ев р, п о л ­ ностью и с п о л ь з о в а л л ет н о -т ак т и ч е с к и е к а ч е с т в а своего с ам о л е та . Все это п о зв о л и л о е м у вы й ти побе­ д и т е л е м в учебн ом в о зд уш н ом бою. К а к и е ж е т р е б о в а н и я п р е д ъ я в л я ю т с я л етчи ку- и с треб и телю ? Ч т о бы п о б еж д а ть , он д о лж е н хорош о зн а т ь п р о т и в н и к а , его т ех н и к у, так т и к у . Б ы т ь ф и з и ­ ч е с к и вы н о сл и вы м , з а к а л е н н ы м . С о в р ем е н ны й в о з ­ д уш н ы й бой — это в ы с о к о м а н е в р е н н ы й бой, с в я з а н ­ ный с б о л ьш им и п е р е г р у зк а м и . С л ед о в ат ел ь н о , надо постоян но т р е н и р о в а т ь свой о р ган и зм , о т р а б а т ы в а т ь м г н о в ^ и у ю бой ц овск ую р е а к ц и ю ■ ЩПГ'ИНМ ,1 Jl'l .!,,l!l)l II.. ое.иоТрЩЧ'ЛЬНОСТЬ. Д л я о б е сп еч ен и я поб еды л етч и к -и ст р е б и т ел ь д о л ­ ж е н д е й с т в о в а т ь с м е л о и р еш и т ел ь н о , ин иц и ати вн о и в н езап н о, т а к т и ч е с к и гр ам о тн о и дер зк о . См елое н а п а д е н и е на п р о т и в н и к а , им еющ е го д а ж е п р е в о с ­ ходство в си л ах , п а р а л и з у е т его волю , в ы зы в а е т п а н и к у в ста н е в р а г а . Им е н н о т а к и д е й с тв о в а л и в е т е р а н ы м и н у вш и х с р аж е н и й . И очень часто они п о б еж д а л и не чи сл ом , а ум ен и ем , с тр е м и те л ь н о ст ью у д а р а , б е сс т р аш и е м . Р а з у м е е т с я , это т опы т ни в коей м ере не у т р а т и л своего зн а ч е н и я и ныне. В в о зд уш н ом с р аж е н и и в а ж н о с сам ого н ач ал а обесп еч и ть себе п р е им ущ ес тв о . Ч то это зн ач и т? П о к аж е м на п р и м е р е того ж е Н. Б о р и с о в а и других наши х а ви ато ров , к о то ры е г о то в я тс я с т а т ь м ас т ер а м и в оздуш н ого боя и с н а й п е р ск о го огня. Они а кти в н о ищ ут « п р о т и в н и к а » , с о о б р а з у я с ь с м ет е о у сл о в и ям и , п о л ож ен и ем со лн ца, м естн о стью и обстановкой. С т а р аю т с я п р а в и л ь н о и постоян н о о с м а т р и в а т ь в о з­ душ ное п ростран ств о. А в и а т о р ы хор ош о помнят ф р о н т о в о е прави л о : кто п е р вым у в и д ел , тот наполо­ в и н у победил. Вот лю б о п ы т н а я ста ти ст и к а. В ходе боев во в р е м я м и н у вш ей в ой ны сбито: с первой а т а к и 5 8 п р о ц ен то в с ам о л е то в вр ага , со в тор ой — 3 6 , с т р е т ь е й и п о с л ед ующ и х — 11. П осле о б н а р у ж е н и я п р о т и в н и к а л ет ч и к д о лж е н бы с тр о оценить обстановку- и н ам ет и т ь п лан б о я , ' з а н я т ь вы годн ое п о л ож ен и е и в н езап н о , с т р е м и т е л ь ­ но а т а к о в а т ь , п р о я в л я я при эт ом в ы д е р ж к у , ибо без нее н е в о зм ож н о точно п р и ц е л и т ь с я и н а д еж н о п о р а ­ зи ть ц ел ь. При а т а к е в группе к ом ан д и р д о лж ен в и д еть всю о б с та н о в к у (и сп ол ьзовать КП , РГІ и л е т ­ чи ков группы ), -ум ел о у п р а в л я т ь всем и л етч и к ам и , гр ам о тн о с трои ть боевой п орядок. В ажно, что бы в ходе всего учебн ого п роц есса ^решались г л а в н ы е в о п ро сы о б у ч ен и я и восп итани я ТОЛЬКО нд « о т л и ч н о » Старательно, с чувством і высокой ответственности от­ носится к выполнению сво­ и х обязанностей механик по радиооборудованию гвардии младший сержант А л е к ­ сандр Туголуков. По его ви- " 'X , например, не было ни . лого отказа на материаль­ ной части. Все задания, свя ­ занные с обслуживанием и ремонтом авиационной тех­ ники, А лександр выполняет только с высоким качеством. Старший сержант Н. БОРИСОВ , член военкоровского поста. м ас т ер о в боевого п р и м е н е н и я . В п о д р азд ел е н и и , где с л у ж и т к а п и т ан Н. Б ор и со в , р у к о в о д и т е л и повсе­ дн евно во сп и ты в аю т у л ет ч и к о в в ы со к и е м о р а л ь н о ­ б о евы е к ач е с т в а , уча'!1 их н а с т у п а т е л ь н ы м , в н е за п ­ ным и с т р е м и т е л ь н ы м д ей ств и ям , у н и ч т ож а т ь в р ага с первой ж е атаки. П осто ян н о о т р а б а т ы в аю т с я со гл а со в а н н о с ть в де й с тв и ях , с л а ж е н н о с т ь э к и п аж е й , групп, в за и м о в ы р у ч к а , в о с п и т ы в а е т с я в е р а в себя, в свое о руж и е. С ам о собой р а зу м е е т с я , п р и с т а л ь н о е в ним ание у д е л я е т с я в ы р а б о т к е у л етн о го с о с т а в а т ак ти ч е ск о го м ыш л е н и я , у м е н и я бы стро о ценить у с л о ж н и вш ую с я о б стан о в к у и п р и н я ть п р а в и л ьн о е р еш е н и е . II тут особен но п ом огает опы т н а и б о л е е п о д го т о вл е н ны х оф и ц ер о в , об с уж д ен и е на р а зб о р а х и с п е ц и а л ь н ы х з а н я т и я х тех или и ны х т а к т и ч е с к и х при ем о в, поиски новы х и т. д. Опы т п о к а зы в а е т , что в со вр е м ен н ом возд уш н ом бою о чен ь в а ж н ы о с м о т р и т ел ь н о с ть и эн ер ги ч н ы й м аневр. Э том у т а к ж е с л е д у е т у ч и ть в ходе всего учебн ого п роц есса. Н уж н о о т р еш и т ь с я от н е п р а в и л ь ­ ного п р е д с та в л ен и я , что с о в р е м е н н ы й в о зд уш ны й бой на с в е р х зв у к о в ы х с а м о л е т а х вы гл яд и т, к а к с т р е м и т е л ь н а я а т а к а по сл е н а в е д е н и я или после вст р е ч и с пр оти в н и к ом в в о зд у х е и что п о в т о р н а я а т а к а в ообщ е н е в о зм ож н а. Т а к и е а т а к и в о зм о ж н ы и, есл и п е р в а я о к а з а л а с ь н е удачн ой , надо с д е л а т ь все, что бы у н и ч т о ж и т ь вр ага. П о у ч и т е л ь н ы й опы т п р ош л о го , в з я т ы й на в о о р у ж е ­ ние, в с о ч е та н и и с с о в р е м е н н ы м и треб о в а н и ям и , п о с то ян ны й к р о п о т л и вы й тр у д , вы с о к о е чу в ств о л и ч ­ ной ответст ве н н о ст и за .ли ч н ую боевую в ы у ч к у обе­ с п еч и в а ет усп ех к а ж д о м у л е т ч и к у в его боевом с о в е рш е н с тв о в а н и и . А . М АЛАСАИ , военный летчик 1-го класса. Рядовой Валерий КЮРШИН — механик группы вы­ сотного оборудования. Его вклад есть в достижении группой звания отличной. Комсомолец недавно стал специалистом первого класса, носиг на груди знак «Отличник ВВС». Фото В. Малеванченко. П Ы І Т Е Н А Н Т Алексей Поздняков появился на Крайнем Севере в н а­ чале 1940 года. Тоненький, стройный, как молодое д е­ ревце, резкий в движениях, смешливый и озорной. Сто­ ронний наблюдатель, глядя па то, как он по-детски удивлялся всему, подумал бы: «Ну какой из него по­ лучится летчик?» И только такой воздушный мастер, как Леонид Иванов — ко­ мандир эскадрильи, с кото­ рым Поздняков прибыл в Заполярье, думал иначе. В командирском кругу Ге­ рой Советского Союза И в а ­ нов говорил о нем: — Добрый летчик полу­ чится. Вот только облетает­ ся немного. Сорок второй год на К а ­ рельском фронте начался бурно. Усиливались паши бомбовые удары по врагу. Все чаще совершались штур­ мовые налеты на аэродро­ мы, тылы и передний край противника. И если для бомбардировщиков и штур­ мовиков ' работы прибави­ лось вдвое, то для истреби­ телей — вчетверо. Надо бы­ ло не только летать на р аз­ ведку, штурмовать самим, сопровождать и охранять товарищей, но и не допу­ скам, вражеские самолеты к Мурманску, к железной до роге, к своим аэродромам. Ранняя весна в Заполярье — капризная и неприятная. Слякоть и неустойчивая по­ года, снежные «заряды». Под толстым слоем снега хлюпает вода, аэродромы часто выходят из строя. А воевать, бить гитлеровцев надо! Поздняков уж е достиг той вершины, когда вера, у в а ­ жение к нему стали безгра­ ничными. Если Поздняков летел в паре, то был веду­ щим пары, если летел в группе, то вел эту группу. А расхождение м ежду внеш­ ней веселостью и внутренней серьезностью мне удалось проследить на таком при­ мере. По случаю нелетной по­ годы в зейлянке на окраине аэродрома происходила ж а р ­ кая ш ахматная баталия. И г ­ рали двое — «болела» вся эскадрилья. У одного из шахматистов осталась един­ ственная тяж ел ая фигура — ладья, но и она безнадежно заж а т а в углу. Лейтенант Хлобыстов, не столько лю ­ битель шахмат, сколько лю ­ битель острых ситуаций, громко хохоча, предлагает: — Хватай свою ладью и — прямо на таран! ГТпЧ ТПЦТѴГѴП Т'nj "ТО смеявшийся вместе со все­ ми, неожиданно сгоняет улыбку и тихо говорит: — Ты бы не бросался этим словом. К ак пи тихо эго было ска­ зано, но услышали все и д а ж е на секунду смолкли. Хлобыстов недоумевал: — А что ему еще остает­ ся, товарищ капитан? — Остается думать. — Истребителю думать некогда. — Глупости. Дум ать всег­ да есть время. Но лучше д у ­ мать на земле. В этом и крылась р а зга д ­ ка боевого мастерства Алек­ сея Позднякова. Он согла­ шался с тем, что в воздуш ­ ном бою — стремительном и скоротечном — особенно раздумывать некогда. И по­ тому много думал на земле. Это был обычный апрель­ ский день сорок второго го­ да. Хмурое утро не обещало хорошей погоды. Сплошная облачность, словно тяжелое ватное одеяло, накрыла а э ­ родром и окружающие его сопки. Поздняков и Хлобыстов вылетели на разведку. Из- за низкой облачности идти можно было только на бреющем полете. Вот и з а ­ данный район. Фашистов г.тѵппп п п г п п іт и и н п го ПѴПКТЛ -■ ’ накопилось порядочно. Ав­ томашинам па Крайнем Се­ вере делать почти нечего. Главное средство передви­ жения '— лошади с санями. Летчики обнаружили обозы, палатки и д аж е землянки. Доложили к< 1 мmtftfiBан н . Ьывид иыл ясен: надо не- JMt1 д.тепшз ш ту рмовать. Н о низкая облачность не позво­ ляла. Командир полка П а ­ вел Шевелев уже два часа находился на летном поле и с тоской смотрел на небо. Но вот постепенно облака стали подниматься. Приот­ крылись вершины ближних сопок. Д в е зеленые ракеты, одна за другой, прочертили серое небо. Шестеро летчи­ ков — Поздняков, Хлобы­ стов, Фатеев, Бычков, Чиби­ сов и Семеньков — запусти­ ли моторы. Первым поднялся в воз­ дух Поздняков, последним Хлобыстов. Кроме их двоих, в группе была моло­ дежь, еще почти не обстре­ лянная. Воздушная трона к грани­ це хорошо знакома Алек­ сею Позднякову. Она выве­ ла летчиков прямо на врага. Поздняков еще издали ук а­ зал своим ведомым на п а­ латки, землянки и штабеля ящиков с минами. Подав команду, он горкой взмыл кверху и повис, наблюдая за воздухом и одновремен­ но присматриваясь к тому, как молодые летчики осваи­ вают штурмовку. Они сдела­ ли по три захода на цель. Результаты были видны. Об-, т у ю картину дополнили два взрыва — взлетели в воздух штабеля ящиков с боепри­ пасами. Через несколько минут после посадки к командиру полка подъезжает бензоза­ правщик. С его подножки спрыгивает Алексей Поздня­ ков. Он направляется к майору Шевелеву, чтобы д о­ ложить о результатах выле­ та. А. ШЕВЦОВ . (Окончание следует)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz