Поздняков Алексей Павлович, гвардии капитан Герой Советского Союза [Изоматериал : электронный ресурс] : [фотоальбом] / материал собр. и оформ.: Бойко Таня и др. ; восьмилет. шк. пос. Килп-Явр Мурм. обл. – Электрон. дан. (1 файл : 41,8 МБ). – (Мурманск : Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека, 2015). – Режим доступа: http://www.kolanord.ru. – Загл. с экрана. – Место хранения оригинала: средняя школа пос. Килп-Явр Мурманской области.
1 . Тарам — йфужя-t храбрых. Эта фраза стала крылатой во вр«мя вой ны. Советские летчиии, безгранично любящий свою Р ftдиву, не останав ливались ии перед чем, лишь бы на- «естн урон противнику. И хотя они знали, что это, страшное для гитле ровцев, оружие было обоюдоострым, что таран не Всегда заканчивался благополучно для того, кто его при менял, сила ненависти к злобному врагу была настолько велика, что Лётчики «ё останавливались перед его применением. В боевой истории поч ти каждого авиационного истреби тельного полка можно найти хотя бы один случай тарана. Да, безусловно, таран — оружие храбрых. А разве вся боевая дея тельность летчиков — «е проявление храбрости? Любой боевой вылет: на бомбежку или штурмовку, на раз ведку или корректирование, любой воздушный бой — это уже прояв ление исключительной отваги. Алексей Поздняков не признавал тарана. И не скрывал этого. А вос принималось это по-разному. Про тивниками были горячие головы, вро де Алексея Хлобыстова. — Гадов надо бить чем попало!— Горячился он и решительно вокиды- -вал голову с густой, межовыошейся шевелюрой. — Это ты признаешь? — Признаю, — спокойно согла шался Поздняков. — А еше лучше — бигь их тем, чего они больше боятся. Это ты то же признаешь? Позднйков секунду медлил. — Признаю, — говорил Он, хотя \и понимал, что Хлобыстов окажет дальше. А Хлобыстов уже вскакивал я а своего любимого конька. ’ — Больше всего фрицы боятся та рана. Этом их и надо бить! Но тут уже Поздняков, как гойо- j рили летчики, «взвивался в восходя- ' щий штопор». — Ты не имеешь права рисковать собой! При таране ты собьешь одно го... П^нял? А ты должен сбить мно- го. Понял?_ Это звучало убедительно, но в го ды войны, когда сердца всех были Накалены до предела, частенько чув ства брали верх над разумом. Если бы кто другой высказал такую мысль, его, возможно, обвинили бы в трусости. Алексея Позднякова ни кто не посмел обвинить. Этв- о ш ■бесстрашный 6 qhl J i смелый, расчет ливый командир. ' — Кроме тарана, есть еще мастер ство. Вот главное оружие. Хотя... Я понимаю Алексея Небольсина. Ма шина подбита, домой не дотянешь. Садиться прямо в лапы фрицам — верный кОнец. и к тому ж е позор ный. Тут ѵ ж . конечно; надо насо лить как мдя4но ббльше. И он направляет машину в самую гущу Врагов... Я понимаю Павла Кайко- ва. боекомплект кбнчилсй, стрелять б б л ь ш е нечем, а гада надо О б я з а СЧЕ Т МЕСТИ тельно сбить. И он идет на таран,.. Но чтобы так, когда все возможности для боя есть, идти на таран — не Признаю. С этим даже многие горячие голо вы соглашались. Но потом снова сы пались возражения. И тогда Поздня ков становился таким, каким его Знали Друзья на земле: горячил, едким. л — Ты говоришь — погибнуть так со славой... Верно! Но надо же по нимать: Родине ты сейчас нужен не для памятника. Понял? Ты нужен, чтобы помочь освободить ее от за хватчиков. Понял? А кто ее освобо дит, если сегодня я — со славой, завтра ты — со славой, послезавтра .Миша Бычков — со славой. П ам ят ников много, а освобождать некому. Понял? Это тоже было убедительно, но не отвечало Духу многих. 2 . Лейтенант Алексей ПОадняков по явился «а Крайнем Севере ёше в н а чале 1940 года. Тоненький, стройный, Как молодое деревцо, резкий в дви жениях, смешливый и озорной. Сто ронний наблюдатель, глядя на его юношеокие проказы и на то, как он, познавая мир, по-детоки удивлялся всему новому для «его и тут же по- взрослому «асмешничал над .ним, по думал бы: «Ну какой из него полу чится летчик!» И только такой воз душный мастер, как Леонид Иванов— командир эскадрильи, с которой Але ша Поздняков прітввггв- Затголягрет, думал иначе. В командирском кр.угу Леонид Иванов (Герой Советского Союза, погиб в начале войны) го ворил о .нем: — Добрый летчик получится. Вот только пооботрется, пообомнётся не много.. Летала эокадрилья на самолетах, которые, уже тогда казались уста ревшими: «И-15 бис» и «Чайка». Но было у этих машин два несравнен ных качества: универсальность и ма невренность. Числились они по клас су истребителей, но могли выполнять задачи и по штурмовке, а когда к плоскостям подвешивались неболь шие бомбочки, становились легкими бом бардиро.вшик ами. Ма.нёвр е нность же у них была исключительной. С а молет обычно садится на «три точ ки». У «бисов» и «чаек» этими тре мя точками были два колеса впере ди и прочный стальной костыль в хвосте. Так вот летчики шутили, что Л8 этих машинах можно «Вокруг своего костыля ■вёрте-ться». —■А что ему ешё остается, това рищ капитан? — OerSlTCa думать, — Истребителю думать некогда. — Глупости. Думать всегда есть врем*. Но лучше думать на земле. В этих словах и крылась разгадка ббевбго мастерства Алексея Поздня кова. Он соглашался с тем, что в воздушном бою — стремительном и скоротечном — особенно думать не когда, и потому много думал об этом на земле. Эти качества машин приуча.ш и летчиков к универсальности и уме нию маневрировать в бою, чтб впо следствии сослужило очень важную службу. 3 . Сорок вгброй foa начинать* бур но. Усиливались наши бомбовый удары по врагу, все чаще — штур мовые налеты на аэродромы, тылы и передний край противника. И если для бомбардировщиков и штурмови ков работы прибавилось вдвое, то для истребителей — вчетверо. Надо было не только летать на разведку, штурмовать самим, сопровождать л охранять товарищей, но и не допу скать вражеские самолеты к Мур манску, к железной дороге, к овбим аэродромам. Ранняя веона в Заполярье — кап ризная и неприятная. СлякбТь, не устойчивая погода, «снежные Заря ды», Под толстым слоем ешега хлю пает вода, аэродромы часто выходят из стрОя. А воевать надо! бить гит леровцев надо. Поздняков уже достиг той верши ны, когда вера в него, уваж&ииё к нему стали безграничными. Если Поздняков летел в паре, то был ве дущим пары, если летел в группе, то вел эту пруіппу. А расхождение между внешней веселостью и серьезными, нёулы- бающимися глазами, а. может быть, не расхождение, а одновременную работу (хотя и в разных направле ниях) сердца и уіма, эмоций и рас судка мне удалось проследить на таком примере. По случаю нелетной пОгоды в землянке на окраине аэродрома про исходила жаркая шахматная бата лия. Играли двОе — «болела» вся эскадрилья. Лётчики окружили нг-f рающих и совсем заморочили им го ловы советами и предложениями. У одного из шахматистов Осталась „ , единственная тяжелая фигура — j оост&новку и при необходимости по- ладья, но и она безнадежно заж ата ] мочь нашим пограничникам. за каждым и непрёрывнб бормочет, будто его слышат там, в кабинах, самолетов: — Так, так.,. Закрылки, закрылки, выпускай, стервец!.. Правильно... Теперь сбрасывай газ... Так... вырав нивай, выравнивай, мерзавец, бот пбгоди, я тебя... Сел! Хорошо сел. На три точки. Молодец! — Тот, ко торый сел, его больше не интересу ет. Он уже взглядом поймал друго го, который заходит на посадку. И Сн 0 В'і начинается бормотание. Американские машины «Томагав ки» — тй&елые, громоздкие. Но М е ле английских «Харрикейнов». кбто- рых летчики ненавидели и прозвали «летающими гробами», даж е «Тома гавки» кажутся прекрасными. Да и реРята хорошо оовоили их. Шевелев доволен посадкой. Подъезжает бензозаправщик. С егб быт Обычный ап^ёлаСкий День сорок ягорбгб года. Хмурое утро не обещало хорошей поГОды. Сплошная облачность, словно тяжелое ватное одёАло, накрыла аэродром и окру жающие efo сопки. Но воина идет, не считаясь с пого дой. Наземное командование сооб щило, что в районе .одяОгО погранич ного пункта накапливаются гитлё- ровбкие части. Видимо, затевают что- то. Требовалось с воздуха выяснись в углу. Лейтенант ХлОбыстОв не столько любитель шахмат, сколько • и и б п ісл ^ О стр ы х си т у а ц и й , хохоча, ітрйдлагает: — Хваі-jjj свою турѵ и — гауб* і на таран! П0зднйкѵ,в, только что смеявший ся вместе с0 всеми, неожиданно отгоняет улыбку и тихо говорит: : — Ты бі,т нё бросался этим- ело. ®ом. ■ L Как ни \,ихо это было сказано, но услышали ёС€ и лаж е на секунду*, смолкли. X лобыстов недоумевал Поздняков и Хлобыстов вылетели і разведку. Из-за низкой облачно сти идти можно было только на бреющем полете. На месте все ста ло яСнО: фрицев накопилось поря дочно. Автомашинам на Крайнем Се вере делать нечего. Главное средст во передвижения. — лошади с саня ми. Летчики обнаружили целые обО- з ы , палатки и даже зёмлянки. Да, гі.ад пограничным пунктом нависла угроза. Авиационном.», командованию было уйййо. надо немедленно вылетать на пОднОжки спрыгивает АлёКС^й ПОАі- няков и направтяётся к командиру ііблка дблбжить о вылёТе. ШёВё* лез опережает его: — Пограничники сообщили — до вольны вашей работой. Только про сят еше. Я приказал заправить са молеты и Снова туда же. Поздняков видит, чтб дбкЛійывіт» нечего. ЛицО егО лучитСЯ дОвольнбй улыбкой. — Эх, и зададим же мы фрицім жа-ру! 5 . _ И вот Снбва вЗлётаёт шёСтёрха. ГОлькО вместо ЧнбиСоАі ПбіДнЯкбв включил в группу Ивана Юшинова. Он тоже мОлодОй. в полк прибыл вместе с Мишей Бычковым. Поздня* ков решил и его приобщить к боевой работе. Когда.то же надо начинать. Погода разгулялась вовсю. Об лачность поднялась выСОко и разо рвалась. На нёбе появились голубые озера. Выглянуло солнце. Белые ку чевые облака стали светЛо-золоти- Отыми. Это былО буйство вёоны света. Но война заставила на многое » шесть истребителей про- л ц а п бомбардировщиков. ') ■ ;р митты» шли прймо В ѵ -і -аших, и это могло плохо кй*‘ г. Нужен какой-то реши те.! і-і‘ ѵод. И Алексей Поздняков, раз*. ■ машину, направил ее в лоб на L 1 * 0 . Он ожидал, что нёмёц, как', і или отвернёт, или Г0р:<30Й SSMt’k : с'рху. А в этот момент он его 1 \чит. Но немёц не отвора- чиваа шіины сближались с ката- строі| ■ сой скоростью... Так что ж, ему. мнякову, отворачивать? Не бь г! И он, тот самый, кОЮ- рый > у зн а в а л тарана, пошел на тара» І-іеж«ц все же не выдержал. В «а. ^оет^-следнее мгновение отвернул. Но (Позднякову теперь уже трудно былІ іізмёнить решение Ведущий1 дОЛ%еі( быть сбит, немецкую атаку надо! Сорвать. Алексей рванул ручку УпР ^ ^е н и я и крылом ударил по Са- мол»з, врага. Тда^зли они оба. У машины Поід- някра полностью отвалилось кры-' лО. * .РОИДЯ в ш т о п о р , о н а к р у Ж й - ласьУС1о®но осенний лист... п т 5 л закончился нашей пббёзбй сІІеРка советских истребитёлій, п р и « м четверо из них — СовСём мо- лОд.'% ребята — сражалась С двід« цать I восемью вражескими сіМоЛе- і сб та пять из них. был беспримерный в истории і ни случай, когда в ОднОм ббю ! ;г5Бершено три тарана. ПОСле Позднякова Хлобыстов сно-| Лнел на таран и Сбил фашиСт- а,мотет тем же, раненым уже м. аірбдрбм возвратились все, за ' чениём Алексея ПбзднЯкбва. I м е замечательные дела ёше эшил бы этот бесстрашный ,ііт- ІКакими подвигами прославил нашу авиацию! 6 . ^антин Симонов В Свб*Ч, зні- во Время вОйны. очейь* , Й1''* *сердце» писал так: »т, Ва Позднякова хб^бнилн . гЦ вездеходе, пбкрытбм зе- Чверными ёлками, тбвзри- ( fere в последнюю дОроГу. і он шли лётчики, свободные урс|ва, и все, кто был рядом \ I паслёднем бою. Шел за гро- ■ его друг и заместитель Але- іобыСтов. шёт т а к - к а к и без I” "' 1 4 vrf ' -опустив FEjo. о р к ^ с т , ^ ^ т п о х о і , • м а и к о г д а : ” о п у с к а - ,^оги|тУ. то летчики не плакали j _ МОГЛ И- говбрить. 'ч?*-1 могилой, в последний р а з і п?овоаиз. взглядом покойного Х л ^ ° |стой обвел, всех сухими, тем- ны.1)' ' F T Усталости и бессонницы гла-і зам Г “ « а л , что он, Алексей Хло-І быс: T ' "ТРУГ и заместитель погиб- шеі,:,'’Г ” удет. мітатв. Потом был дан ca t,/# , ,.і винтбвок, и' гене^іл брбСил в мбгилу первую
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz