Подборка газетных материалов к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне [Текст : электронный ресурс] : [альбом] / материал собр. и оформ. учащимися восьмилет. шк. пос. Килп-Явр Мурм. обл. – Электрон. дан. (1 файл : 68,2 МБ). – (Мурманск : Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека, 2016). – Режим доступа: http://www.kolanord.ru. – Загл. с экрана. – Место хранения оригинала: средняя школа пос.

1 1 -I I 1 l u i i u u i l \ К 20-летию j \Великой Победы^ БЕРЛИН ПОТУШИЛ В ночь с 7 на 8 августа 1941 го­ да над Берлином впервые появи­ лись советские бомбардировщики. Летчики первого гвардейского мин­ но-торпедного полка Краснозна­ менного Балтийского флота нанес­ ли удар по военным объектам сто­ лицы фашистской Германии. Герой Советского Союза, быв­ ший штурман полка — ныне гене­ рал-лейтенант авиации Петр Хох­ лов рассказывает, как была осу­ ществлена эта операция. В те дни шли ожесточенные бои под Смоленском. Ленинградом и Т ал­ лином. Расчеты фашистского коман­ дования на молниеносное окончание войны терпели- крах. Чтобы 'поднять свой престиж и подавить моральный дух нашего народа, гитлеровцы предпринимали массированные на­ леты на Москву, которая находи­ лась тогда в 400 километрах от ли­ нии франта. Враги были уверены в своей безнаказанности. Их пропа­ ганда трубила «а весь мир, что со­ ветская авиация полностью уничто­ жена и что ни одна русская бомба не упадет на Берлин. Воздушные пути к «ему оберегали сотни ночных истребителей, тысячи зенитных ору­ дий, огромное количество аэроста­ тов. * Главное командование Военно- Морского Флота поставило перед нашим полком довольно трудную, но исключительно почетную зада- чу — нанести ответные удары но военным объектам Берлина. Однако на имевшихся у нас тогда самолетах «ДБ-3» и «ДБ-ЭФ», окорость кото­ рых не превышала 300 километров в час, осуществить -такую операцию было довольно. сложно. С Ленинград­ ского . аэродромного узла, где тогда базировался полк, такие машины с бомбовым прузом до Берлина и об­ ратно. :без посадки не. дотягивали ■— не хватало запасов горючего. Рас­ четы показали, что такой полет мож ­ но . осуществить с острова Эзель. Расстояние от него . до фашистской столицы и. обратно составляло 1.760 километров, а продолжительность по­ лета — семь часов. При благоприят­ ных условиях самолеты смогут вер­ нуться, имея в запасе 5—7 процентов горючего. Такие полеты требовали исключи­ тельного мастерства и выдержки летчиков. До Штеттина маршрут проходил над Балтийским морем. Дальше, чтобы избежать зенитного ог.ня, а также аэростатов противни­ ка, нужно было подняться на высоту до семя тысяч метров. Не все лет­ чики могли летать в сложных усло­ виях ночью на такой высоте: огра­ ниченность запасов горючего требо­ вала от экипажа экономии каждой минуты в полете. Сбросив бомбы, нужно было немедленно возвра­ щаться на базу. Потеряв 20—30 ми­ нут, летчики уже не могли дотянуть до своих аэродромов. Наконец, нуж­ на была устойчивая погода, так как Петр ХОХЛОВ, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации при возвращения на остров Эзель, если бы он закрылся туманом, само­ леты. не смогли бы сесть, а до бли­ жайшего аэродрома горючего не хва­ тало. Помню, как мы' с командиром пол­ ка Евгением Преображенским и другими офицерами ночами проси­ живали над картой, где жирной чер­ той был отмечен маршрут на Б ер ­ лин. Мы рассматривали различные варианты полета, еще и еще раз уточняли свои расчеты, брали раз­ личные нагрузки бомб и запасы топ­ лива. К тому времени остров Эзель уже находился в тылу врага, рвав­ шегося к Ленинграду. При взлете с его аэродромов нужно было некото­ рое время идти на небольшой высоте, чтобы не быть замеченным авиаци­ ей противника, базировавшейся в прибрежной Полосе. 30 июля для выполнения этого за ­ дания было выделено 15 экипажей, наиболее подготовленных к ночным полетам. Через три дня ©месте с са­ молетами они были переброшены на остров Эзель. В ночь со второго на третье августа произвели вылет на бомбежку Свинемюнде. Экипаж взял с собой полный запас горючего и бомб, .как бы для полета на Берлин. Эта операция показала отличную тренированность летчиков В ночь «а четвертое августа пять воздушных кораблей совершили разведыватель­ ный полет в район Берлина. Они установили, что вокруг столицы фа­ шистской Германии имеются много­ численные аэродромы, что город .опоясан 100-километровым кольцом зенитной обороны. Наконец, после тщательной подго­ товки в ночь на восьмое августа 15 машин с полным грузом взяли курс на Берлин. Самолеты шли тре­ мя группами. Первую пятерку вел командующий всей операцией пол­ ковник Преображенский. В одном самолете с ним летел и я в качестве штурмана. Две другие пятерки воз­ главляли капитаны Василий Гречиш­ ников и Андрей Ефремов. Не скрою, мы волновались. Вспом­ ните: была осень 1941 года, и мы летели бомбить столицу фашистской Германии. Идем над Балтийским ^юрем. Оправа на траверзе чернеет остров Борнхольм, слева — берег. Всюду враг, летим как бы в узкой полосе. Погода плохая, облачность до семи баллов, моросит мелкий дождь. Вы­ сотомер показывает 5.500 метров. Пролетаем Штеттин. На его аэро­ дроме принимают нас за своих: включают прожекторы и предлага­ ют нам посадку. Ох, как хочется «угостить» гитлеровцев!.. Но надо идти дальше. Вот и Берлин. Фашистское коман­ дование самоуверенно, город не за­ темнен. Я вижу огни фонарей, по ним можіно определить очіргання города. Блестят лунные дорожай во­ доемов. Тишина. Зенитная еборона молчит. Мы определяем нашу цель по кар­ те. Это один из химических заво­ дов. Я нажимаю кнопку и тяжелые бомбы отрываются от самолета. Вслед за нами бомбят друтее эки­ пажи. Бомбы попали в цель. Вки?у вид­ ны большие пожары. Город оразу погрузился в темноту. Ввысь потя­ нулись щупальца сотен 'прожекторов, в небе ‘замерцали разрывы зенитных снарядов. Полковник Преобэажен- ский разворачивает бомбардиров­ щик на обратный курс. Ради» т-стре­ лок Кротенко радирует командова­ нию: «Мое место—Берлин Заіачу вы­ полнили, возвращаемся на бшу. Всё в порядке». Через воеш ь часов пос­ ле старта все, самолеты приземли­ лись -на своем аэродроме. Гитлеровцы так и не узнали, кто их бомбил. Германские газеты сооб­ щили: «Английская авиация бомби­ ла Берлин. Имеются убитыеіи ране­ ные. Сбито шесть английски* само­ летов». А англичане заявили офи­ циально: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и за-- гащочіно. так как седьмого и ■восьмо­ го августа английская авиация над Берлином не летала». Вслед за первым 'Налетом « с л е д о ­ вали другие бомбовые удары совет­ ской авиации по Берлину, хотя усло­ вия для полетов со временем стали более тяжелыми. Едва наши самбле ты 'Переходили береговую линию противник встречал их плотным зе нитным огнем. Над Берлином дейст­ вовала вся систем;і протнвовоздуш ной обороны. Приходилось каждый раз менять тактику. Наша авиация появлялась н а д вражеской столицей небольшими группами с интервалами. Эшелони­ рование изматывало п.ротивозенит ную оборону. Самолеты шли на вы­ соте шесть—семь тысяч метров, где малоэффективными были ночные истребители и огонь зенитныіх б ата­ рей. * * * Налеты советской авиации на Берлин продолжались до четвертого сентября. Они были прекращены, когда наши войска оставили Таллин и обеспечение горючим самолетов на островах стало невозможным. Эта бомбардировки не только нанесли значительный урон военно-аромыш- ленным объектам Берлина, но и име­ ли большое политическое значение За образцовое выполнение зада­ ния Верховного командования Ука­ зом Президиума Верховного Совета СССР от 13 "августа 1941 года пол­ ковник Евгений Преображенский капитаны Василий Гречишников Андрей Ефремов, Михаил Плоткнн н Петр Хохлов были удостоены звания Героев Советского Союза. Была на граждена орденами большая грулш летчиков первого гвардейского мин но-торпедного полка. __________IAg ^ J

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz