Подборка газетных материалов к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне [Текст : электронный ресурс] : [альбом] / материал собр. и оформ. учащимися восьмилет. шк. пос. Килп-Явр Мурм. обл. – Электрон. дан. (1 файл : 68,2 МБ). – (Мурманск : Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека, 2016). – Режим доступа: http://www.kolanord.ru. – Загл. с экрана. – Место хранения оригинала: средняя школа пос.
1 1 -I I 1 l u i i u u i l \ К 20-летию j \Великой Победы^ БЕРЛИН ПОТУШИЛ В ночь с 7 на 8 августа 1941 го да над Берлином впервые появи лись советские бомбардировщики. Летчики первого гвардейского мин но-торпедного полка Краснозна менного Балтийского флота нанес ли удар по военным объектам сто лицы фашистской Германии. Герой Советского Союза, быв ший штурман полка — ныне гене рал-лейтенант авиации Петр Хох лов рассказывает, как была осу ществлена эта операция. В те дни шли ожесточенные бои под Смоленском. Ленинградом и Т ал лином. Расчеты фашистского коман дования на молниеносное окончание войны терпели- крах. Чтобы 'поднять свой престиж и подавить моральный дух нашего народа, гитлеровцы предпринимали массированные на леты на Москву, которая находи лась тогда в 400 километрах от ли нии франта. Враги были уверены в своей безнаказанности. Их пропа ганда трубила «а весь мир, что со ветская авиация полностью уничто жена и что ни одна русская бомба не упадет на Берлин. Воздушные пути к «ему оберегали сотни ночных истребителей, тысячи зенитных ору дий, огромное количество аэроста тов. * Главное командование Военно- Морского Флота поставило перед нашим полком довольно трудную, но исключительно почетную зада- чу — нанести ответные удары но военным объектам Берлина. Однако на имевшихся у нас тогда самолетах «ДБ-3» и «ДБ-ЭФ», окорость кото рых не превышала 300 километров в час, осуществить -такую операцию было довольно. сложно. С Ленинград ского . аэродромного узла, где тогда базировался полк, такие машины с бомбовым прузом до Берлина и об ратно. :без посадки не. дотягивали ■— не хватало запасов горючего. Рас четы показали, что такой полет мож но . осуществить с острова Эзель. Расстояние от него . до фашистской столицы и. обратно составляло 1.760 километров, а продолжительность по лета — семь часов. При благоприят ных условиях самолеты смогут вер нуться, имея в запасе 5—7 процентов горючего. Такие полеты требовали исключи тельного мастерства и выдержки летчиков. До Штеттина маршрут проходил над Балтийским морем. Дальше, чтобы избежать зенитного ог.ня, а также аэростатов противни ка, нужно было подняться на высоту до семя тысяч метров. Не все лет чики могли летать в сложных усло виях ночью на такой высоте: огра ниченность запасов горючего требо вала от экипажа экономии каждой минуты в полете. Сбросив бомбы, нужно было немедленно возвра щаться на базу. Потеряв 20—30 ми нут, летчики уже не могли дотянуть до своих аэродромов. Наконец, нуж на была устойчивая погода, так как Петр ХОХЛОВ, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации при возвращения на остров Эзель, если бы он закрылся туманом, само леты. не смогли бы сесть, а до бли жайшего аэродрома горючего не хва тало. Помню, как мы' с командиром пол ка Евгением Преображенским и другими офицерами ночами проси живали над картой, где жирной чер той был отмечен маршрут на Б ер лин. Мы рассматривали различные варианты полета, еще и еще раз уточняли свои расчеты, брали раз личные нагрузки бомб и запасы топ лива. К тому времени остров Эзель уже находился в тылу врага, рвав шегося к Ленинграду. При взлете с его аэродромов нужно было некото рое время идти на небольшой высоте, чтобы не быть замеченным авиаци ей противника, базировавшейся в прибрежной Полосе. 30 июля для выполнения этого за дания было выделено 15 экипажей, наиболее подготовленных к ночным полетам. Через три дня ©месте с са молетами они были переброшены на остров Эзель. В ночь со второго на третье августа произвели вылет на бомбежку Свинемюнде. Экипаж взял с собой полный запас горючего и бомб, .как бы для полета на Берлин. Эта операция показала отличную тренированность летчиков В ночь «а четвертое августа пять воздушных кораблей совершили разведыватель ный полет в район Берлина. Они установили, что вокруг столицы фа шистской Германии имеются много численные аэродромы, что город .опоясан 100-километровым кольцом зенитной обороны. Наконец, после тщательной подго товки в ночь на восьмое августа 15 машин с полным грузом взяли курс на Берлин. Самолеты шли тре мя группами. Первую пятерку вел командующий всей операцией пол ковник Преображенский. В одном самолете с ним летел и я в качестве штурмана. Две другие пятерки воз главляли капитаны Василий Гречиш ников и Андрей Ефремов. Не скрою, мы волновались. Вспом ните: была осень 1941 года, и мы летели бомбить столицу фашистской Германии. Идем над Балтийским ^юрем. Оправа на траверзе чернеет остров Борнхольм, слева — берег. Всюду враг, летим как бы в узкой полосе. Погода плохая, облачность до семи баллов, моросит мелкий дождь. Вы сотомер показывает 5.500 метров. Пролетаем Штеттин. На его аэро дроме принимают нас за своих: включают прожекторы и предлага ют нам посадку. Ох, как хочется «угостить» гитлеровцев!.. Но надо идти дальше. Вот и Берлин. Фашистское коман дование самоуверенно, город не за темнен. Я вижу огни фонарей, по ним можіно определить очіргання города. Блестят лунные дорожай во доемов. Тишина. Зенитная еборона молчит. Мы определяем нашу цель по кар те. Это один из химических заво дов. Я нажимаю кнопку и тяжелые бомбы отрываются от самолета. Вслед за нами бомбят друтее эки пажи. Бомбы попали в цель. Вки?у вид ны большие пожары. Город оразу погрузился в темноту. Ввысь потя нулись щупальца сотен 'прожекторов, в небе ‘замерцали разрывы зенитных снарядов. Полковник Преобэажен- ский разворачивает бомбардиров щик на обратный курс. Ради» т-стре лок Кротенко радирует командова нию: «Мое место—Берлин Заіачу вы полнили, возвращаемся на бшу. Всё в порядке». Через воеш ь часов пос ле старта все, самолеты приземли лись -на своем аэродроме. Гитлеровцы так и не узнали, кто их бомбил. Германские газеты сооб щили: «Английская авиация бомби ла Берлин. Имеются убитыеіи ране ные. Сбито шесть английски* само летов». А англичане заявили офи циально: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и за-- гащочіно. так как седьмого и ■восьмо го августа английская авиация над Берлином не летала». Вслед за первым 'Налетом « с л е д о вали другие бомбовые удары совет ской авиации по Берлину, хотя усло вия для полетов со временем стали более тяжелыми. Едва наши самбле ты 'Переходили береговую линию противник встречал их плотным зе нитным огнем. Над Берлином дейст вовала вся систем;і протнвовоздуш ной обороны. Приходилось каждый раз менять тактику. Наша авиация появлялась н а д вражеской столицей небольшими группами с интервалами. Эшелони рование изматывало п.ротивозенит ную оборону. Самолеты шли на вы соте шесть—семь тысяч метров, где малоэффективными были ночные истребители и огонь зенитныіх б ата рей. * * * Налеты советской авиации на Берлин продолжались до четвертого сентября. Они были прекращены, когда наши войска оставили Таллин и обеспечение горючим самолетов на островах стало невозможным. Эта бомбардировки не только нанесли значительный урон военно-аромыш- ленным объектам Берлина, но и име ли большое политическое значение За образцовое выполнение зада ния Верховного командования Ука зом Президиума Верховного Совета СССР от 13 "августа 1941 года пол ковник Евгений Преображенский капитаны Василий Гречишников Андрей Ефремов, Михаил Плоткнн н Петр Хохлов были удостоены звания Героев Советского Союза. Была на граждена орденами большая грулш летчиков первого гвардейского мин но-торпедного полка. __________IAg ^ J
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz