О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.

36 личные виды боевого, технического и тылового обеспечения в своей операционной зоне. С ростом боевого состава СФ доля его участия постоянно возрастала. А с 1943 года он полностью взял на себя ответ­ ственность за Беломорскую группу. С 1941 по 1945 год 40 конвоев, пришедших в СССР, доставили око­ ло 4 млн тонн грузов. Поставки включали 5 тыс. танков и свыше 7 тыс. самолетов. По данным западных историков, союзники при проводке полярных конвоев потеряли 80 боевых кораблей. Немцы, противодей­ ствуя конвойным операциям, потеряли линкор «Шарнхорст», три эс­ минца и 28 подводных лодок. Очень важным представляется замечание автора книги «Война в арктических морях» А. Платонова о том, что союзные полярные кон­ вои нельзя рассматривать как дорогу в одном направлении. Напри­ мер, в 1941 году союзные конвои доставили в Мурманск и Архангельск 153977 тонн различных грузов, но и в обратном направлении к бере­ гам Великобритании из Архангельска ушло 136000 тонн ценной дре­ весины, руды редких металлов, химикатов. Кстати, именно советский крепежный лес обеспечил в годы войны работу британских угольных шахт, а без угля экономика Великобритании, разумеется, работать ни­ как не могла. Напрашивается еще одно принципиальное уточнение, принадле­ жащее перу А. Платонова. Периодически в печати вновь и вновь появляется «реанимирован­ ная» оценка роли военных поставок в СССР по ленд-лизу, оглашенная после войны, что называется, для нужд советской пропаганды. И зву­ чала она примерно так: союзники поставили нашей стране мизерное по сравнению с собственным производством СССР количество воору­ жений. Позиция российского военного историка А. Платонова по этому поводу заслуживает того, чтобы привести ее дословно: «Общеизвест­ на цифра 4% - такова доля импортных поставок от продукции, про­ изведенной отечественной промышленностью в годы войны. Можно сказать - капля в море. Не будем ставить под сомнение эту цифру, хотя как она получилась, не совсем понятно. Например, как учитывалось, что отечественная продукция Куйбышевского или Гурьевского нефте­ перерабатывающих заводов производилась на установках, получен­ ных по ленд-лизу? Если рассматривать поставки по номенклатуре, то иногда капля превращалась в море. Что касается военно-морского флота, то ленд-лизовские поставки составляли по сторожевым кора­ блям, тральщикам, десантным кораблям, радиолокационным и гидро­ акустическим станциям почти 100%. 65% торпедоносцев и 73% летаю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz