О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.
36 личные виды боевого, технического и тылового обеспечения в своей операционной зоне. С ростом боевого состава СФ доля его участия постоянно возрастала. А с 1943 года он полностью взял на себя ответ ственность за Беломорскую группу. С 1941 по 1945 год 40 конвоев, пришедших в СССР, доставили око ло 4 млн тонн грузов. Поставки включали 5 тыс. танков и свыше 7 тыс. самолетов. По данным западных историков, союзники при проводке полярных конвоев потеряли 80 боевых кораблей. Немцы, противодей ствуя конвойным операциям, потеряли линкор «Шарнхорст», три эс минца и 28 подводных лодок. Очень важным представляется замечание автора книги «Война в арктических морях» А. Платонова о том, что союзные полярные кон вои нельзя рассматривать как дорогу в одном направлении. Напри мер, в 1941 году союзные конвои доставили в Мурманск и Архангельск 153977 тонн различных грузов, но и в обратном направлении к бере гам Великобритании из Архангельска ушло 136000 тонн ценной дре весины, руды редких металлов, химикатов. Кстати, именно советский крепежный лес обеспечил в годы войны работу британских угольных шахт, а без угля экономика Великобритании, разумеется, работать ни как не могла. Напрашивается еще одно принципиальное уточнение, принадле жащее перу А. Платонова. Периодически в печати вновь и вновь появляется «реанимирован ная» оценка роли военных поставок в СССР по ленд-лизу, оглашенная после войны, что называется, для нужд советской пропаганды. И зву чала она примерно так: союзники поставили нашей стране мизерное по сравнению с собственным производством СССР количество воору жений. Позиция российского военного историка А. Платонова по этому поводу заслуживает того, чтобы привести ее дословно: «Общеизвест на цифра 4% - такова доля импортных поставок от продукции, про изведенной отечественной промышленностью в годы войны. Можно сказать - капля в море. Не будем ставить под сомнение эту цифру, хотя как она получилась, не совсем понятно. Например, как учитывалось, что отечественная продукция Куйбышевского или Гурьевского нефте перерабатывающих заводов производилась на установках, получен ных по ленд-лизу? Если рассматривать поставки по номенклатуре, то иногда капля превращалась в море. Что касается военно-морского флота, то ленд-лизовские поставки составляли по сторожевым кора блям, тральщикам, десантным кораблям, радиолокационным и гидро акустическим станциям почти 100%. 65% торпедоносцев и 73% летаю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz