О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.
35 маршрутом. До конца 1941 года все семь конвоев, вышедших из Ис ландии иЛиверпуля, добрались до Архангельска и Мурманска без по терь. Однако вскоре немцы опомнились, начали наращивать морские и воздушные силы в Норвегии, и с весны 1942 года стали наносить все более мощные удары по арктическим конвоям союзников (табл. 7). Как известно, самый тяжелый удар принял конвой РО-17, отправив шийся из Рейкьявика на восток 27 июня 1942 года. Показательно, что в ставшей классической работе английского историка Б. Лиддел Гарта (Вторая мировая война. - М.: Воениздат, 1976. - 680 с.) дана достаточно прямая оценка произошедшего: «Адмиралтейство, опасаясь, что конвой и его охранение могут быть разгромлены немецкими военными корабля ми, 4 июля приказало ему рассредоточиться в Баренцевом море. Беспо мощные торговые суда подверглись нападению самолетов и подводных лодок. Уцелело лишь 13 из 36 судов. Конвой доставил 87 самолетов и по терял 210; доставил 164 танка и потерял 430; доставил 896 не боевых ма шин и потерял 3350. Были потеряны идругие грузы весом в 99316 т». К этому остается добавить, что советское командование постара лось сделать максимум возможного для спасения судов конвоя: более полутора десятков боевых выходов для поиска и сопровождения со юзных транспортов совершили наши корабли, 304 самолето-вылета выполнила авиация Северного флота. Как отмечает Лиддел Гарт, после этой катастрофы следующий кон вой отправили в СССР лишь в ноябре. Его охранение было усилено. В результате 27 из 40 торговых судов, входивших в конвой PQ-18, бла гополучно прибыло в Архангельск, а немецкие самолеты и подводные лодки понесли тяжелые потери. И в дальнейшем немцы никогда боль ше не сосредотачивали таких крупных сил авиации на дальнем Севере. С марта по октябрь 1943 года союзники, опасаясь больших потерь в условиях полярного дня, не посылали конвоев в СССР, а высвободив шиеся транспорты и боевые корабли использовали для проведения операций в Атлантике и Средиземном море. С ноября 1943 года дви жение арктических конвоев возобновилось. Теперь их сопровождали еще более значительные силы охранения, в состав которых входили новые конвойные авианосцы (табл. 8). Это привело к увеличению по терь ВВС и подводного флота Германии и соответственно снижению своих потерь (табл. 9). Потери судов в союзных полярных конвоях Начиная с 1942 г., СФ в меру своих крайне ограниченных возмож ностей поддерживал действия британского флота, организовывал раз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz