О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.
33 Полярные конвои: на встречных курсах - к победе Уже в июле и августе 1941 года правительства СССР и Великобри тании заключили соглашения о совместных действиях и взаимной помощи в войне против Германии и о товарообороте. 1 октября был подписан первый протокол с США (договор по ленд-лизу) о снабжении СССР до конца июня 1942 года. Помощь по этому протоколу помогла восполнить примерно 40% потерь Красной Армии в самолетах и око ло 30% в танках. При этом оружие составляло только четверть объе ма всех поставок. Три четверти приходилось на сырье, оборудование и материалы для развертывания военного производства. Подходящих маршрутов для поставок в СССР было три. Тихоокеанский маршрут. Единственным портом на тихоокеанском побережье СССР, связанным железной дорогой с советско-германским фронтом, был Владивосток. Поэтому сравнительно быстро доставлен ные в Приморье грузы на долгие недели застревали на Транссибе. Кро ме того, после японского нападения на Перл-Харбор и вступления США в войну грузы из Америки в СССР безопасно могли доставлять только советские суда. Тем не менее, этот маршрут действовал всю войну, и по нему было доставлено в нашу страну до 47% импортных грузов. Южный маршрут - через Персидский залив и Иран. Он заработал только в середине 1942 года. Поскольку для этого было необходимо полностью реконструировать порты в заливе и Трансиранскую желез ную дорогу, продлить ее до Закавказской железной дороги, построить заново автомобильную дорогу, завезти подвижной состав и грузовики. Пришлось также построить в Иране заводы по сборке транспортных самолетов и автомобилей. Переход судов из Нью-Йорка вокруг мыса Доброй Надежды занимал около 75 суток. Южный маршрут обеспечил доставку в СССР 23,8% грузов. Северный маршрут. Учитывая, что все чисто военные поставки шли в СССР исключительно через Великобританию, он выглядел самым выгодным. Путь через Норвежское и Баренцево моря в Архангельск и Мурманск, в среднем занимал всего 10-12 дней. Однако немедленно выяснилось, что наши северные порты совер шенно не подготовлены к приему грузов по ленд-лизу - ни по объе мам, ни по номенклатуре. В экстренном порядке пришлось провести гигантскую работу: дооборудовать порты, достраивать причальные сооружения, подъездные пути. Краны, лебедки доставляли на Север из Мариуполя и даже Владивостока. На протяжении практически все го периода проводки конвоев при повсеместном низком уровне ме
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz