О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.
32 Из надводных кораблей на коммуникациях противника наиболее системно действовали лишь торпедные катера. Небольшое количе ство эсминцев, привлечение их к решению других задач, трудности обеспечения ПВО этих кораблей - все это не давало возможности ре гулярно использовать их против морских коммуникаций. За войну эс минцы совершили только семь таких выходов на участке от Вардё до Тана-фьорда и лишь в одном случае имели небольшой успех. К началу войны на Северном флоте торпедных катеров не было. Первые ТК типа Д-3 прибыли с КБФ лишь в августе. Действовать они начали уже в 1941 г. в Варангер-фьорде. Однако вплоть до 1944 г. эти действия носили эпизодический характер. На коммуникации против ника катера выходили только в темное время суток. Когда в 1944 г. со став торпедных катеров увеличился до 40-44 единиц и была сформи рована бригада, они развернули более активные действия. В целом разнородные силы СФ, непрерывно действуя на морских коммуникациях противника в течение войны, причинили его судоход ству значительный урон. Потери противника составили 177 транспор тов (около 500 тыс. брт). Еще 86 транспортов были повреждены (более 250 тыс. брт). Наибольших успехов из всех родов сил флота добилась авиация: ею было потоплено более 50% торгового тоннажа. Подводные лодки потопили около 30% тоннажа. От подрыва на минах противник потерял около 16% тоннажа, и это превысило суммарные потери от воз действия надводных кораблей и береговой артиллерии СФ - около 4%. Эффективность действий сил нашего флота на коммуникациях про тивника в ходе войны постоянно повышалась. Так, например, количе ство потопленного тоннажа противника на одну потерянную подвод ную лодку составляло в среднем в 1941-1942 г. около 4 тыс. брт, в 1943 году - 5 тыс. брт, в 1944 году - 12 тыс. брт, а в 1945 году 73 тыс. брт; ко личество самолето-вылетов ударной авиации на одно потопленное судно противника составляло: в 1941-1943 г. - 122, в 1943-1944 г. - 33, а в 1945 г. - 25 самолето-вылетов. Опыт войны показал, что успешность действий сил на морских коммуникациях противника в значительной степени зависела от всех видов обеспечения, и прежде всего - от разведки, которая ведется по стоянно, разнородными силами и средствами. Недостаточное внима ние разведке в начале войны приводило к тому, что командование, не имея полных сведений о противнике, осуществляло не соответствую щее обстановке развертывание сил, что, в свою очередь, приводило к неоправданным потерям. Основным недостатком разведки в ходе войны была ее низкая эффективность в темное время из-за отсутствия на самолетах радиолокации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz