О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.

30 ственной войны проводил операции по обеспечению проводки союз­ ных конвоев, по защите своих коммуникаций, по нарушению коммуни­ каций противника, по высадке войск морских десантов, по содействию наступающей на приморском направлении группировке Красной ар­ мии (операция «Вест»). Большинство из этих операций были успешны­ ми, а потому А. Г. Головко в наибольшей мере можно отнести к выдаю­ щимся отечественным флотоводцам». О значимости одной из главных составляющих действий флота - нарушения вражеских коммуникаций - красноречиво свидетельству­ ет, например, такой факт. 30 августа у северного побережья Норвегии советская подводная лодка потопила два транспорта, которые везли подкрепления для немецкого горнострелкового корпуса. 7 сентября британские корабли атаковали конвой с немецкими воинскими частя­ ми у мыса Нордкап. Транспорты успели укрыться во фьорде, эскорти­ ровавший их артиллерийский учебный корабль «Бремзе» был пото­ плен. Прямым следствием этих событий стало то, что вопреки планам немецкого командования целая горнострелковая дивизия (6-я) так и не смогла принять участие в очередном наступлении на мурманском направлении. Морские сообщения вдоль северного побережья Норвегии явля­ лись основным и практически единственным путем снабжения груп­ пировки немецких войск, флота и авиации, действовавшей на мур­ манском направлении, а также вывоза из портов Варангер-фьорда в Германию стратегического сырья, прежде всего железной руды и ни­ келевого концентрата. Коммуникации противника, входившие в операционную зону Северного флота, располагались между Тромсё и портами Варан- гер-фьорда и имели общую протяженность около 400 миль. В нача­ ле войны противник пытался осуществлять перевозки одиночными транспортами без охранения. Однако потери, понесенные в первые недели войны, заставили его перейти к системе конвоев с конца июля 1941 года. Средний грузооборот доходил до 5-6 млн. тонн в год. За месяц проходило в среднем 25-30 конвоев в обоих направлениях. Ос­ новными портами противника являлись Киркенес, Хоннингсвог, Хам- мерфест и Тромсе. В первые полтора года войны основную роль в уничтожении транспортов на коммуникациях противника играли подводные лодки. Для решения этой задачи они совершили 402 боевых похода (около 87% общего количества походов), 260 торпедных атак и в 8 случаях применяли артиллерию. 215 торпедных атак (около 83%) состоялись в светлое время суток и только 45 в темное. Основной причиной было

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz