О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.
30 ственной войны проводил операции по обеспечению проводки союз ных конвоев, по защите своих коммуникаций, по нарушению коммуни каций противника, по высадке войск морских десантов, по содействию наступающей на приморском направлении группировке Красной ар мии (операция «Вест»). Большинство из этих операций были успешны ми, а потому А. Г. Головко в наибольшей мере можно отнести к выдаю щимся отечественным флотоводцам». О значимости одной из главных составляющих действий флота - нарушения вражеских коммуникаций - красноречиво свидетельству ет, например, такой факт. 30 августа у северного побережья Норвегии советская подводная лодка потопила два транспорта, которые везли подкрепления для немецкого горнострелкового корпуса. 7 сентября британские корабли атаковали конвой с немецкими воинскими частя ми у мыса Нордкап. Транспорты успели укрыться во фьорде, эскорти ровавший их артиллерийский учебный корабль «Бремзе» был пото плен. Прямым следствием этих событий стало то, что вопреки планам немецкого командования целая горнострелковая дивизия (6-я) так и не смогла принять участие в очередном наступлении на мурманском направлении. Морские сообщения вдоль северного побережья Норвегии явля лись основным и практически единственным путем снабжения груп пировки немецких войск, флота и авиации, действовавшей на мур манском направлении, а также вывоза из портов Варангер-фьорда в Германию стратегического сырья, прежде всего железной руды и ни келевого концентрата. Коммуникации противника, входившие в операционную зону Северного флота, располагались между Тромсё и портами Варан- гер-фьорда и имели общую протяженность около 400 миль. В нача ле войны противник пытался осуществлять перевозки одиночными транспортами без охранения. Однако потери, понесенные в первые недели войны, заставили его перейти к системе конвоев с конца июля 1941 года. Средний грузооборот доходил до 5-6 млн. тонн в год. За месяц проходило в среднем 25-30 конвоев в обоих направлениях. Ос новными портами противника являлись Киркенес, Хоннингсвог, Хам- мерфест и Тромсе. В первые полтора года войны основную роль в уничтожении транспортов на коммуникациях противника играли подводные лодки. Для решения этой задачи они совершили 402 боевых похода (около 87% общего количества походов), 260 торпедных атак и в 8 случаях применяли артиллерию. 215 торпедных атак (около 83%) состоялись в светлое время суток и только 45 в темное. Основной причиной было
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz