О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.
26 Северный флот. А сами силы явно не соответствовали поставленным перед флотом задачам и размерам театра__ Германия в целом для во йны с Советским Союзом выделила гораздо меньшие по составу силы, нежели которыми располагал советский ВМФ. Однако на каждом теа тре все выглядело по-разному. С середины июля на Севере действо вали пять эсминцев, к зиме здесь «отметились» не менее двенадцати подлодок противника, четыре торпедных катера . Напомним, против несоизмеримо более сильного Черноморского флота действовали че тыре румынских эсминца и одна подлодка, а против самого мощного Балтийского флота из ударных сил, не считая никак себя не проявив ших финских броненосцев береговой обороны, около тридцати тор педных катеров и десять подлодок» (табл. 4). В предвоенные годы считалось, что для СССР морские комму никации в случае войны будут иметь второстепенное значение и их оборона не займет значительного места в боевой деятельности фло та. И дело не в наступательной ориентированности военной док трины того времени. Например, тогдашний основной оперативный документ «Временное наставление по ведению морских операций 1940 г. (НМО-40) являлся достаточно взвешенным в отношении насту пления и обороны. Просто Генштаб РККА считал, что на большинстве морских театров перевозки морским транспортом не будут являться критичными ни для экономики страны, ни для снабжения группиро вок сухопутных войск. Ни один разрабатываемый Генштабом вариант войны не предусматривал возможности наличия у СССР союзников, связь с которыми требовалось бы поддерживать через моря, и уж тем более океаны. В этом, конечно, есть определенная странность, поскольку, во-пер вых, как минимум с осени 1940 года, высшее руководство страны счи тало Германию наиболее вероятным противником СССР; во-вторых, Германия уже находилась в состоянии войны с Англией, ставшей в этом качестве потенциальным союзником СССР. И, в-третьих, в годы Первой мировой войны именно через северные порты царская Рос сия получала от своих союзников - стран Антанты - вооружение, бо еприпасы, военное снаряжение. Однако факт остается фактом: играть сложную и важную роль в обеспечении союзных конвоев Северному флоту пришлось, как говорят музыканты, «с листа». Что касается внутренних морских перевозок, то в Советской Ар ктике имелся в основном малый каботаж, ни в коей мере, не являв шийся критичным для экономики страны. Например, в 1940 году объ ем грузоперевозок морского транспорта занимал третье место после железнодорожного и речного.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz