О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.

26 Северный флот. А сами силы явно не соответствовали поставленным перед флотом задачам и размерам театра__ Германия в целом для во­ йны с Советским Союзом выделила гораздо меньшие по составу силы, нежели которыми располагал советский ВМФ. Однако на каждом теа­ тре все выглядело по-разному. С середины июля на Севере действо­ вали пять эсминцев, к зиме здесь «отметились» не менее двенадцати подлодок противника, четыре торпедных катера . Напомним, против несоизмеримо более сильного Черноморского флота действовали че­ тыре румынских эсминца и одна подлодка, а против самого мощного Балтийского флота из ударных сил, не считая никак себя не проявив­ ших финских броненосцев береговой обороны, около тридцати тор­ педных катеров и десять подлодок» (табл. 4). В предвоенные годы считалось, что для СССР морские комму­ никации в случае войны будут иметь второстепенное значение и их оборона не займет значительного места в боевой деятельности фло­ та. И дело не в наступательной ориентированности военной док­ трины того времени. Например, тогдашний основной оперативный документ «Временное наставление по ведению морских операций 1940 г. (НМО-40) являлся достаточно взвешенным в отношении насту­ пления и обороны. Просто Генштаб РККА считал, что на большинстве морских театров перевозки морским транспортом не будут являться критичными ни для экономики страны, ни для снабжения группиро­ вок сухопутных войск. Ни один разрабатываемый Генштабом вариант войны не предусматривал возможности наличия у СССР союзников, связь с которыми требовалось бы поддерживать через моря, и уж тем более океаны. В этом, конечно, есть определенная странность, поскольку, во-пер­ вых, как минимум с осени 1940 года, высшее руководство страны счи­ тало Германию наиболее вероятным противником СССР; во-вторых, Германия уже находилась в состоянии войны с Англией, ставшей в этом качестве потенциальным союзником СССР. И, в-третьих, в годы Первой мировой войны именно через северные порты царская Рос­ сия получала от своих союзников - стран Антанты - вооружение, бо­ еприпасы, военное снаряжение. Однако факт остается фактом: играть сложную и важную роль в обеспечении союзных конвоев Северному флоту пришлось, как говорят музыканты, «с листа». Что касается внутренних морских перевозок, то в Советской Ар­ ктике имелся в основном малый каботаж, ни в коей мере, не являв­ шийся критичным для экономики страны. Например, в 1940 году объ­ ем грузоперевозок морского транспорта занимал третье место после железнодорожного и речного.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz