О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.

23 Отчасти эти расчеты оправдались. Советская разведка не замети­ ла крупномасштабную перегруппировку войск противника: в полосе финской 6-й пд были сконцентрированы почти все наличные войска и артиллерия - на остальных участках оставались только части при­ крытия. В результате с 19 по 27 августа противнику удалось перере­ зать шоссе и железную дорогу между озером Нурми и горой Нурми, прорвать советскую оборону у п. Кайралы и почти полностью окру­ жить части 122-й и 104-й сд. Стойкость и самоотверженность войск по­ зволили советскому командованию найти выход и организовать про­ рыв дивизий из кольца, но при этом пришлось бросить автотранспорт и тяжелое вооружение. После этого наши войска отошли на позиции, на окраине Алакурт­ ти, а затем - на рубеж реки Войта. Постоянно контратакуя противника, они к 15 сентября 1941 года заняли оборону на заранее подготовлен­ ном оборонительном рубеже по реке Верман от озера Верхний Вер­ ман до озера Тольванд, сохраняя за собой также несколько плацдар­ мов на другом берегу реки, и далее уже не пустили противника. К концу сентября немецкие и финские части на Кандалакшском направлении понесли большие потери и были совершенно измота­ ны. Например, 169-я пехотная дивизия была признана неспособной выполнять даже оборонительные задачи. Потери 36-го армейского корпуса убитыми и ранеными и пропавшими без вести составили без малого 9,5 тыс. человек. Около 5 тыс. человек потерял финский 3-й ар­ мейский корпус. Наиболее важными результатами оборонительной операции со­ ветских войск в Заполярье и Карелии стали следующие: Сохранение баз Северного флота и Мурманска - единственного незамерзающего порта на европейской части СССР, который в даль­ нейшем приобрел стратегическое значение как пункт отправки экс­ портных грузов и получения поставок по ленд-лизу. Сохранение железнодорожного сообщения на северном участке Кировской железной дороги, стратегически важной в плане доставки грузов, прибывавших в Мурманск. Создание устойчивой обороны по рубежу реки Свирь, что в ко­ нечном итоге предупредило возможный обход финскими войсками Ладожского озера с юга и полное прекращение связей с осаждённым Ленинградом. Создание устойчивой обороны по рубежу Карельского укреплён­ ного района, что фактически свело на нет возможности финских войск по взятию Ленинграда (если предположить, что подобные намерения могли возникнуть в ходе войны).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz