О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.
23 Отчасти эти расчеты оправдались. Советская разведка не замети ла крупномасштабную перегруппировку войск противника: в полосе финской 6-й пд были сконцентрированы почти все наличные войска и артиллерия - на остальных участках оставались только части при крытия. В результате с 19 по 27 августа противнику удалось перере зать шоссе и железную дорогу между озером Нурми и горой Нурми, прорвать советскую оборону у п. Кайралы и почти полностью окру жить части 122-й и 104-й сд. Стойкость и самоотверженность войск по зволили советскому командованию найти выход и организовать про рыв дивизий из кольца, но при этом пришлось бросить автотранспорт и тяжелое вооружение. После этого наши войска отошли на позиции, на окраине Алакурт ти, а затем - на рубеж реки Войта. Постоянно контратакуя противника, они к 15 сентября 1941 года заняли оборону на заранее подготовлен ном оборонительном рубеже по реке Верман от озера Верхний Вер ман до озера Тольванд, сохраняя за собой также несколько плацдар мов на другом берегу реки, и далее уже не пустили противника. К концу сентября немецкие и финские части на Кандалакшском направлении понесли большие потери и были совершенно измота ны. Например, 169-я пехотная дивизия была признана неспособной выполнять даже оборонительные задачи. Потери 36-го армейского корпуса убитыми и ранеными и пропавшими без вести составили без малого 9,5 тыс. человек. Около 5 тыс. человек потерял финский 3-й ар мейский корпус. Наиболее важными результатами оборонительной операции со ветских войск в Заполярье и Карелии стали следующие: Сохранение баз Северного флота и Мурманска - единственного незамерзающего порта на европейской части СССР, который в даль нейшем приобрел стратегическое значение как пункт отправки экс портных грузов и получения поставок по ленд-лизу. Сохранение железнодорожного сообщения на северном участке Кировской железной дороги, стратегически важной в плане доставки грузов, прибывавших в Мурманск. Создание устойчивой обороны по рубежу реки Свирь, что в ко нечном итоге предупредило возможный обход финскими войсками Ладожского озера с юга и полное прекращение связей с осаждённым Ленинградом. Создание устойчивой обороны по рубежу Карельского укреплён ного района, что фактически свело на нет возможности финских войск по взятию Ленинграда (если предположить, что подобные намерения могли возникнуть в ходе войны).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz