О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.
4 ветскую: с дореволюционного времени он работал в России на млад ших дипломатических должностях, в начале двадцатых сотрудничал в нансеновской организации по оказанию помощи голодающим, имел экономические интересы влесных концессиях под Онегой, даже дваж ды брал в жены русских девушек. Это не помешало Квислингу стать ненавистником Советской России. Еще в 1930 году он издал антиболь шевистскую и антисоциалдемократическую книгу «Россия и мы», в ко торой превалирует нацистская идея создания расово чистой нации. В мае 1933 года, сразу после прихода к власти в Германии Гитлера, он создал в Норвегии крайне националистическую партию «Нашунал самлинг», себя провозгласил ее вождем - «фюрером». По-норвежски это звучит как «фёрер». Эта партия по аналогии с гитлеровской НСДАП спекулировала на идеях опасности «иудо-большевизма», на якобы особых свойствах чистой арийской крови потомков викингов, некогда державших в страхе население побережья многих стран Западной Ев ропы, Кольского полуострова и даже Белого моря. Его антисемитскую пропаганду поддержали отдельные норвежские парламентарии от консервативной и крестьянской партий. Националисты, даже эконо мический кризис 30-х годов, считали результатом «масоно-иудо-боль шевистского заговора». Вусловиях мирового экономического кризиса первой половины 30-х годов ХХ века, сильно ударившего по промыш ленности и торговому флоту Норвегии, остановившего эмиграцию норвежцев в США, эта опасная идеология нашла некоторый отклик в рядах молодежи более всего пострадавшей от безработицы и бре дившей романтикой побед древних викингов. На этой мифологии наи более удачно спекулировал Квислинг. В общем и целом в пропаганде Квислинг старался следовать тех нологиям германских нацистов. Этому де-факто содействовал, как счи тает исследователь Евгений Беркович, «признанный духовный лидер нации, лауреат нобелевской премии по литературе Кнут Гамсун». Зна менитый норвежский писатель придерживался мнения о «разлагаю щей роли евреев». Этот литературный кумир норвежцев содействовал усилению влияния националистов-профашистов в среде норвежского студенчества и части интеллигенции. Однако в конкретных норвежских условиях ставка Квислинга на антисемитизм провалилась. Во-первых, Норвегия в те времена была страной мононациональ ной. Более 95% ее жителей «чистые» этнические норвежцы, поэтому страна не знала столкновений на национальной почве. В XIX и начале ХХ веков из Норвегии в основном в США эмигрировали сотни тысяч человек (около 15% населения), но обратной эмиграции в Норвегию
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz