О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.
16 В тот же день, 24 июня, в 19.40, была одержана и первая победа: старший лейтенант Борис Сафонов (будущий лучший ас Заполярья) на истребителе И-16 сбил немецкий бомбардировщик Ю-88. Есть основа ния считать, что результативно атаковал другой Ю-88 в районе остро ва Кильдин И-16 лейтенанта Рогожина. Противнику удалось скрыться в облаках, но в этот же день на аэродроме Хебуктен при возвращении с боевого задания разбился Ю-88 с бортовым номером 2342. Вполне вероятно, что неудачная посадка стала следствием повреждений по лученных от огня советского истребителя. А 25 июня по приказу ставки Верховного Главнокомандования ВВС Северного фронта, Балтийского и Северного флотов подвергли бом бардировке объекты на территории Финляндии, совершив в течение дня более 250 боевых вылетов. Были атакованы семь аэродромов, крупные железнодорожные станции (Рихимяки, Коувола, Луумяки, Лаппеенранта, Мантюхарью, Миккели, Йоэнсу), основные порты Фин ского залива (Турку, Сало, Порвоо, Котка), пригороды Хельсинки. Рассмотрение причин, обстоятельств и последствий внезапного удара советских ВВС 25 июня 1941 года по территории Финляндии вы ходит за рамки данной статьи. Отметим только два важных момента. Во-первых, бомбардировка соседней страны без объявления ей войны, без разрыва дипломатических отношений и, к слову, без рас торжения Московского мирного договора от 12 марта 1940 года - на несла крайне болезненный удар по репутации СССР и дала повод для обвинений его в агрессии против Финляндии. Во-вторых, со временем позорно провалилось принятое в совет ской историографии объяснение необходимости этой бомбардиров ки: якобы она сорвала массированный удар по Ленинграду немецких бомбардировщиков, которые общим числом до 600 машин было со средоточены на финляндских аэродромах. Зарубежные и отечественные исследователи (в первую очередь, М. Солонин) на основе архивных данных показали: 25 июня 1941 года и ранее этой даты на территории Финляндии не было ни одного не мецкого бомбардировщика. Хотя на 25 июня там были немецкие ис требители «Мессершмитт» BF-109E (12 машин на аэродроме Луостари) идальние разведчики (три «Дорнье» Do-17 на аэродроме Рованиеми, два «Дорнье» Do-215 и один «Хейнкель» Не-111 на аэродроме Луо- нетъярви около г.Ювяскюля). Итого 18 машин. Несмотря на дожди и низкую облачность, авиация Северного фло та и 14-й армии Северного фронта активно выполняла директиву став ки ВГК. В течение 25 июня бомбардировщики 72-го САП ВВС Северного флота четырежды бомбили аэродром Луостари. В тот же день его также
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz