О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.

16 В тот же день, 24 июня, в 19.40, была одержана и первая победа: старший лейтенант Борис Сафонов (будущий лучший ас Заполярья) на истребителе И-16 сбил немецкий бомбардировщик Ю-88. Есть основа­ ния считать, что результативно атаковал другой Ю-88 в районе остро­ ва Кильдин И-16 лейтенанта Рогожина. Противнику удалось скрыться в облаках, но в этот же день на аэродроме Хебуктен при возвращении с боевого задания разбился Ю-88 с бортовым номером 2342. Вполне вероятно, что неудачная посадка стала следствием повреждений по­ лученных от огня советского истребителя. А 25 июня по приказу ставки Верховного Главнокомандования ВВС Северного фронта, Балтийского и Северного флотов подвергли бом­ бардировке объекты на территории Финляндии, совершив в течение дня более 250 боевых вылетов. Были атакованы семь аэродромов, крупные железнодорожные станции (Рихимяки, Коувола, Луумяки, Лаппеенранта, Мантюхарью, Миккели, Йоэнсу), основные порты Фин­ ского залива (Турку, Сало, Порвоо, Котка), пригороды Хельсинки. Рассмотрение причин, обстоятельств и последствий внезапного удара советских ВВС 25 июня 1941 года по территории Финляндии вы­ ходит за рамки данной статьи. Отметим только два важных момента. Во-первых, бомбардировка соседней страны без объявления ей войны, без разрыва дипломатических отношений и, к слову, без рас­ торжения Московского мирного договора от 12 марта 1940 года - на­ несла крайне болезненный удар по репутации СССР и дала повод для обвинений его в агрессии против Финляндии. Во-вторых, со временем позорно провалилось принятое в совет­ ской историографии объяснение необходимости этой бомбардиров­ ки: якобы она сорвала массированный удар по Ленинграду немецких бомбардировщиков, которые общим числом до 600 машин было со­ средоточены на финляндских аэродромах. Зарубежные и отечественные исследователи (в первую очередь, М. Солонин) на основе архивных данных показали: 25 июня 1941 года и ранее этой даты на территории Финляндии не было ни одного не­ мецкого бомбардировщика. Хотя на 25 июня там были немецкие ис­ требители «Мессершмитт» BF-109E (12 машин на аэродроме Луостари) идальние разведчики (три «Дорнье» Do-17 на аэродроме Рованиеми, два «Дорнье» Do-215 и один «Хейнкель» Не-111 на аэродроме Луо- нетъярви около г.Ювяскюля). Итого 18 машин. Несмотря на дожди и низкую облачность, авиация Северного фло­ та и 14-й армии Северного фронта активно выполняла директиву став­ ки ВГК. В течение 25 июня бомбардировщики 72-го САП ВВС Северного флота четырежды бомбили аэродром Луостари. В тот же день его также

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz