О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.
62 ность. В атаке участвовали значительные силы флота, в том числе 2 линкора, 2 ударных авианосца, 2 авианосца эскорта, 2 крейсера и 16 эсминцев. Атака началась 3 апреля и велась двумя волнами торпе доносцев в сопровождении истребителей эскорта. Атакующие само леты несли не торпеды, а бронебойные, глубинные, фугасные и оско лочные бомбы. Их потери составили три самолета. «Тирпиц» потерял 123 человека убитыми и 300 ранеными. Броневой корпус не был по врежден, однако надстройкам был нанесен ущерб, потребовавший три месяца на ремонт. И в данном случае британцы смогли предпри нять атаку на линкор только после того, как 1 апреля 1944 года силами 118-го РАП СФ (один Пе-3 и два «спитфайра») «Тирпиц» был обнаружен в Альтен-фьорде. Операции «Planet», «Brawn» и «Tiger Claw» планировались как воздушные удары с авианосцев по остававшемуся угрозой линкору с 24 апреля по 28 мая, но из-за плохой погоды были отменены. Следующая атака (42 «барракуды» в сопровождении 40 истреби телей) с использованием авианосцев (операция «Mascot») состоялась в июле 1944 года. Однако к этому времени немцы организовали силь ную воздушную оборону, в т. ч. установив эффективные генераторы дыма. В результате нападение закончилось безуспешно: атакующие самолеты не добились попаданий. Операции «Гудвуд-1», -2», -3» и -4» состоялись с 22 по 29 августа 1944 года и тоже были рассчитаны на мощные воздушные удары по «Тирпицу», который, по данным радиоразведки, прошёл морские ис пытания. Однако они окончились безрезультатно из-за плохой погоды. После этого задача уничтожения «Тирпица» была возложена на страте гические бомбардировщики. Первую атаку наметили провести в середине сентября. Однако чет ких снимков акватории порта, стоявших там кораблей и их стоянок, си стемы защиты и других важных сведений у англичан не было. Вылеты британской авиаразведки не принесли результата, операция была на грани провала. Лондон срочно запросил помощь у Северного флота. На разведку вновь отправился капитан Л. И. Елькин, через 3 часа он вышел на цель. Фьорд оказался закрыт мощным зарядом мокрого снега. Елькин прошел над мачтами кораблей, но распознать их не мог и продолжал ходить кругами над базой. Немцы не стреляли, не зная, кто носится в снежной каше над ними. И так 25 минут, пока видимость не улучшилась. На него обрушился огонь из всех стволов, но он триж ды на бреющем прошел над фьордом, сняв все необходимое. Ни один немецкий самолет не рискнул взлететь в такую погоду. Пробыв в воздухе 6 часов, Л. И. Елькин вернулся на базу. Англичане
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz