О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.

62 ность. В атаке участвовали значительные силы флота, в том числе 2 линкора, 2 ударных авианосца, 2 авианосца эскорта, 2 крейсера и 16 эсминцев. Атака началась 3 апреля и велась двумя волнами торпе­ доносцев в сопровождении истребителей эскорта. Атакующие само­ леты несли не торпеды, а бронебойные, глубинные, фугасные и оско­ лочные бомбы. Их потери составили три самолета. «Тирпиц» потерял 123 человека убитыми и 300 ранеными. Броневой корпус не был по­ врежден, однако надстройкам был нанесен ущерб, потребовавший три месяца на ремонт. И в данном случае британцы смогли предпри­ нять атаку на линкор только после того, как 1 апреля 1944 года силами 118-го РАП СФ (один Пе-3 и два «спитфайра») «Тирпиц» был обнаружен в Альтен-фьорде. Операции «Planet», «Brawn» и «Tiger Claw» планировались как воздушные удары с авианосцев по остававшемуся угрозой линкору с 24 апреля по 28 мая, но из-за плохой погоды были отменены. Следующая атака (42 «барракуды» в сопровождении 40 истреби­ телей) с использованием авианосцев (операция «Mascot») состоялась в июле 1944 года. Однако к этому времени немцы организовали силь­ ную воздушную оборону, в т. ч. установив эффективные генераторы дыма. В результате нападение закончилось безуспешно: атакующие самолеты не добились попаданий. Операции «Гудвуд-1», -2», -3» и -4» состоялись с 22 по 29 августа 1944 года и тоже были рассчитаны на мощные воздушные удары по «Тирпицу», который, по данным радиоразведки, прошёл морские ис­ пытания. Однако они окончились безрезультатно из-за плохой погоды. После этого задача уничтожения «Тирпица» была возложена на страте­ гические бомбардировщики. Первую атаку наметили провести в середине сентября. Однако чет­ ких снимков акватории порта, стоявших там кораблей и их стоянок, си­ стемы защиты и других важных сведений у англичан не было. Вылеты британской авиаразведки не принесли результата, операция была на грани провала. Лондон срочно запросил помощь у Северного флота. На разведку вновь отправился капитан Л. И. Елькин, через 3 часа он вышел на цель. Фьорд оказался закрыт мощным зарядом мокрого снега. Елькин прошел над мачтами кораблей, но распознать их не мог и продолжал ходить кругами над базой. Немцы не стреляли, не зная, кто носится в снежной каше над ними. И так 25 минут, пока видимость не улучшилась. На него обрушился огонь из всех стволов, но он триж­ ды на бреющем прошел над фьордом, сняв все необходимое. Ни один немецкий самолет не рискнул взлететь в такую погоду. Пробыв в воздухе 6 часов, Л. И. Елькин вернулся на базу. Англичане

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz