О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.
36 7 сентября «спитфайры» зафиксировали выход в море немецкой эскадры в составе «Тирпица», «Шарнхорста» и 10 эсминцев. Она следо вала к Шпицбергену для разрушения имевшихся там портовых соору жений и эксплуатировавшихся англичанами и норвежцами угольных шахт. Воспрепятствовать тогда этому британцы не могли, однако при сутствие в небе наблюдавших за немецкими кораблями «спитфайров» заставило гитлеровцев опасаться прибытия крупных британских сил и свернуть в связи с этим операцию раньше намеченного срока. В ноя бре 1943 года все три самолета звена были переданы 118-му разведы вательному авиаполку ВВС СФ. В марте 1944 года в рамках операции «Tungsten» в Ваенге вновь появилось три британских «спитфайра». Их пилоты регулярно докла дывали в английскую миссию и штаб Северного флота обо всех пе редвижениях кораблей германского флота. Тогда бомбовым ударом с авианосцев «Тирпиц» был выведен из строя на четыре месяца. Как и в предыдущих случаях, все самолеты-разведчики после завершения операции были переданы 118-му РАП ВВС СФ. В сентябре 1944 года была предпринята очередная попытка унич тожению «Тирпица» (операция «Paravane») с советских авиабаз тяже лыми английскими бомбардировщиками. Для фиксации результатов удара в группу «ланкастеров» был включен фоторазведчик «Москито». Основным оружием бомберов стали сверхтяжёлые пятитонные бомбы «Толлбой». «Ланкастеры» шли на задание без прикрытия истребителей. 6 сентября британская военная миссия уведомила советское ко мандование о перелете на аэродром Ягодник соединения из 40 страте гических бомбардировщиков. Для расселения англичан использовали все тот же комфортабельный пассажирский пароход «Иван Каляев», а также построили четыре землянки на 100 человек. В каждую устано вили радио, провели телефон. В распоряжение англичан также выде лили два катера для связи с городом и два связных самолета. 11 сентября на советский аэродром перелетел «москито», а утром следующего дня над Ягодником появился первый «ланкастер». Из-за плохой погоды и несоответствия частот позывных советского радио маяка и английских радиоприемников бомбардировщики шли на по садку вслепую. В итоге из 41 самолета на Ягодник прибыло лишь 31. Остальные 10 приземлились на 7 других аэродромах. Четыре «ланка стера» спустя несколько часов самостоятельно перелетели на Ягодник. Шесть остались поврежденными в местах приземления. Аварийные самолеты были советской стороной внимательно изу чены. Интерес представили прицел неизвестной конструкции, а также
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz