О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.

34 ра», позднее перелетевших в Ваенгу. Заменив английские опознава­ тельные знаки на красные звезды, они стали совершать регулярные полеты над немецкими военно-морскими базами в Альтен-фьорде и Нарвике. Во время подготовки и проведения операции по проводке конвоя англичане совершили на «спитфайрах» 20 боевых вылетов. Один са­ молет во время выполнения задания был сильно поврежден, и 16 сен­ тября его заменили однотипным, перегнанным из Англии. Еще один воздушный разведчик 27 сентября был уничтожен немцами вместе с летчиком над Альтен-фьордом. 4 сентября 1942 года из Великобритании вылетело 32 бомбарди­ ровщика, следуя с авиабаз в Шотландии на Кандалакшу - Ваенгу. На наши аэродромы приземлилось 23 из них. Еще три «хемпдена» тоже долетели до советской территории. Два из них из-за нехватки горю­ чего пошли на вынужденную посадку. Еще один по ошибке был сбит флотским истребителем в районе Полярного. Три бомбера были поте­ ряны над Швецией, два - над Финляндией, один - у берегов Норвегии. Немного позднее на советские аэродромы перелетело 9 англий­ ских гидросамолетов «Каталина». Они должны были обеспечить воз­ душную безопасность конвоя PQ-18 на море. Прибывшие в СССР самолеты были размещены на аэродромах Грязная губа, Лахта, Новая Земля, Холмовское и Ваенга. Туда же мор­ ским путем был доставлен английский технический персонал. 14 сентября было получено разведывательное сообщение, что «Тирпиц» вышел в море. Все 23 «хемпдена» с торпедами были срочно подняты в воздух, полет в обе стороны продолжался около 8 часов. Линкор обнаружен не был, торпедоносцы вернулись в Ваенгу. Оказа­ лось, грозный корабль выходил из базы не для атаки конвоя, а на ходо­ вые испытания. Поскольку он тогда больше не покидал ее, на аэродро­ ме оставались и «хемпдены». После завершения проводки PQ-18 британское командование не ста­ ло возвращать эти бомбардировщики на свои аэродромы. Опыт показал, что многие из них до дома могли и недолететь, а своих летчиков англича­ не берегли. Во время пребывания на аэродроме они обучили полетам на них советские экипажи и 16 октября безвозмездно передали все 23 бом­ бардировщика и 2уцелевших «спитфайра» ВВС Северного флота. Так на СФ появились самые современные тяжелые и разведыва­ тельные самолеты. «Каталины» же совместно с дальними советскими истребителями Пе-3 обеспечили противолодочную оборону конвоя во время его проводки в советской зоне ответственности. После этого «летающие лодки» перелетели в Англию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz