О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.
33 регулярно. К весне 1942 года более половины истребительных частей Северного флота и Карельского фронта было укомплектовано истре бителями этого типа. Появился этот истребитель и авиации противовоздушной оборо ны. В начале 1942 года «харрикейны» начали поступать на вооружение частей ПВО Москвы. Вмарте того года была сформирована также 122-я ИАД, целиком оснащенная «харрикейнами» (767-й, 768-й и 769-й ИАП). Ее задачей была защита от авиации противника Мурманска и Киров ской железной дороги. «харрикейны» защищали с воздуха и порт Ар хангельск, там действовал оснащенный этими самолетами 730-й ИАП, входивший в состав 104-й ИАД. Действовали «харрикейны» и в систе ме ПВО Ленинграда. В октябре 1942 года данные истребители появи лись в небе над Сталинградом. С июня 1943 года они сражались на Вол ховском фронте, а с ноября того года - в районе Ярославля, защищая его от налетов немецкой авиации. Союзники создали на Севере торпедоносную и качественно обно вили всю истребительную авиацию. На начало Петсамо-Киркенесской операции, завершившей войну на Севере, из 289 истребителей ВВС Северного флота 254 были английского или американского производ ства (включая 168 прославленных «аэрокобр»), а из 72 торпедонос цев - 66 американских «бостонов». 31 октября на первом собранном уже советскими техниками «хар- рикейне» над полуостровом Рыбачий был сбит гитлеровский бомбар дировщик Ju-88. Британцев к тому времени вроде бы проводили, «отвальную» для них провели, самолеты от них получили, но сами они оставались в Ваенге, ожидая отправки домой. Только 16 ноября они начали убы вать в Архангельск, откуда отправились в Великобританию морем на транспортах и кораблях охранения союзных конвоев. В дальнейшем британские летчики периодически появлялись на Севере, но это были уже самые современные самолеты-разведчи ки и стратегические бомбардировщики. Их прибытие было связаны с операциями по уничтожению линкора «Тирпиц» или защитой от него ожидавшихся конвоев. Дело в том, что дальности полета британских самолетов не хватало для атак мест базирования немецких тяжелых кораблей со своих аэро дромов. Но и вылеты с советских площадок были опасны. Полеты к не мецким базам в Норвегии проходили в сложных метеоусловиях над занятой противником территорией Норвегии и Финляндии. В конце июля 1942 года перед проводкой крупного конвоя PQ-18 на аэродроме Африканда появилось три разведывательных «спитфай-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz