О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.
32 там на «харрикейнах». Первыми освоили новую технику заполярные асы Сафонов и Кухаренко. Последний бой британских и немецких летчиков произошел 6 ок тября, он оказался самым тяжелым за период сражений английских пилотов в заполярном небе. Тогда большая группа Ju-88 приблизилась к Мурманску. Навстречу ей вылетело шесть «харрикейнов», но они долго не могли обнаружить противника. Из-за малого остатка топлива им пришлось вернуться на свой аэродром. Их сменило восемь «харри кейнов», которым тоже пришлось вернуться, поскольку немцы силами 14 Ju-88 атаковали аэродром Ваенга. Из дежуривших тогда трех истре бителей смогли взлететь два, третий бомбой был поврежден. Завязался бой 10 «харикейнов» с 14 Ju-88 и подоспевшими для их прикрытия 6 Bf-109. Тогда британцы сбили 3 немецких бомбардиров щика и 5 повредили. Два Ju-88 совершили вынужденную посадку на советской территории, их экипажи попали в плен. Еще один бомбар дировщик разбился при посадке на аэродроме в Петсамо. Был повре жден и один Bf-109. Пушечные и пулевые пробоины получили и 4 «хар- рикейна», но потерь у них опять не было. При бомбежке аэродрома получил ранение один английский техник. После этого британские летчики периодически вылетали на патрули рование и прикрытие советских бомбардировщиков, но боестолкнове- ний с самолетами противника не имели. Они продолжали работу по под готовке советских летчиков, а 13 октября приступили к передаче своих самолетов в ВВС Северного флота и Карельского фронта. При этом каж дый авиационный командующий хотел получить для своих частей если не все передававшиеся английские истребители, то их основную часть. 23 октября состоялись проводы британских летчиков. На про щальный ужин англичане пригласили 50 представителей советского командования и воевавших плечом к плечу с ними летчиков. По вос поминаниям участников, тостов тогда было сказано много, а спиртное в виде неведомых россиянам виски и джина лилось рекой. 26 октября советским летчиком на «харрикейне» был сбит первый немецкий истребитель, им оказался Bf-110. 28 октября советским командованием была сформирована эскадри лья для обучения строевых летчиков полетам на «харрикейнах», посту пление которых на Север (как и в РККА в целом) ожидалось в массовом количестве. За короткое время удалось переучить пилотов четырех пол ков (по два) ВВС Северного флота и Карельского фронта. Эта эскадрилья не являлась чисто учебной, она совершала и боевые вылеты. Вскоре из Британии была получена первая партия из 48 разо бранных «харикейнов», затем помощь такого рода стала поступать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz