О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.

32 там на «харрикейнах». Первыми освоили новую технику заполярные асы Сафонов и Кухаренко. Последний бой британских и немецких летчиков произошел 6 ок­ тября, он оказался самым тяжелым за период сражений английских пилотов в заполярном небе. Тогда большая группа Ju-88 приблизилась к Мурманску. Навстречу ей вылетело шесть «харрикейнов», но они долго не могли обнаружить противника. Из-за малого остатка топлива им пришлось вернуться на свой аэродром. Их сменило восемь «харри­ кейнов», которым тоже пришлось вернуться, поскольку немцы силами 14 Ju-88 атаковали аэродром Ваенга. Из дежуривших тогда трех истре­ бителей смогли взлететь два, третий бомбой был поврежден. Завязался бой 10 «харикейнов» с 14 Ju-88 и подоспевшими для их прикрытия 6 Bf-109. Тогда британцы сбили 3 немецких бомбардиров­ щика и 5 повредили. Два Ju-88 совершили вынужденную посадку на советской территории, их экипажи попали в плен. Еще один бомбар­ дировщик разбился при посадке на аэродроме в Петсамо. Был повре­ жден и один Bf-109. Пушечные и пулевые пробоины получили и 4 «хар- рикейна», но потерь у них опять не было. При бомбежке аэродрома получил ранение один английский техник. После этого британские летчики периодически вылетали на патрули­ рование и прикрытие советских бомбардировщиков, но боестолкнове- ний с самолетами противника не имели. Они продолжали работу по под­ готовке советских летчиков, а 13 октября приступили к передаче своих самолетов в ВВС Северного флота и Карельского фронта. При этом каж­ дый авиационный командующий хотел получить для своих частей если не все передававшиеся английские истребители, то их основную часть. 23 октября состоялись проводы британских летчиков. На про­ щальный ужин англичане пригласили 50 представителей советского командования и воевавших плечом к плечу с ними летчиков. По вос­ поминаниям участников, тостов тогда было сказано много, а спиртное в виде неведомых россиянам виски и джина лилось рекой. 26 октября советским летчиком на «харрикейне» был сбит первый немецкий истребитель, им оказался Bf-110. 28 октября советским командованием была сформирована эскадри­ лья для обучения строевых летчиков полетам на «харрикейнах», посту­ пление которых на Север (как и в РККА в целом) ожидалось в массовом количестве. За короткое время удалось переучить пилотов четырех пол­ ков (по два) ВВС Северного флота и Карельского фронта. Эта эскадрилья не являлась чисто учебной, она совершала и боевые вылеты. Вскоре из Британии была получена первая партия из 48 разо­ бранных «харикейнов», затем помощь такого рода стала поступать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz