О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.
30 ставе 81-й и 134-й эскадрилий. Численность крыла составила 550 че ловек, куда вошло около 40 летчиков. Остальные являлись штабиста ми, техниками, диспетчерами, шоферами, медиками, переводчиками и др. Основная часть крыла и первая партия упакованных в ящики самолетов 31 августа 1941 года была доставлена в Архангельск на транспортах первого английского конвоя «Дервиш». Группа сборки доставленных в разобранном виде «харрикейнов» осталась в помор ской столице. Их разместили на пригородном аэродроме Кегостров, личный состав поселили на довольно комфортабельном пассажир ском пароходе «Иван Каляев». Сразу же приступив к работе, за две недели англичане собрали истребители и через аэродром подскока в Африканде перегнали их в Ваенгу. Остальные британцы по железной дороге, на транспортных само летах и на двух английских эсминцах сразу были отправлены в Ваенгу. Для того чтобы встретить их на вокзале, аэродроме и пирсах и доста вить в места размещения, обрадованный появлением союзных защит ников Мурманский облисполком выделил ВВС СФ на несколько дней пассажирский автобус. 7 сентября с борта прибывшего в Баренцево море эскортного ави аносца «Аргус» на тот же аэродром перелетело 24 «харрикейна». В Ва- енге британцев разместили, как вспоминал один из них, в «комфортных двухэтажных зданиях с деревянными полами, кирпичными стенами и центральным отоплением. Воду брали из колодца или озера и сте рилизовали привезенным устройством. Ваенга могла похвастаться клубом, где можно было поесть, потанцевать, посмотреть фильмы или концерт. Также была баня с парилкой - единственная возможность принять душ севернее Мурманска. В подвальных магазинах мало чего можно было купить. То, что было, - не особого качества. Сами горожане жили в больших недостроенных многоквартирных домах . Транспорт был только грузо-пассажирский. Все машины работали на нужды военного времени. Иногда попутками оказывались только сан ные упряжки с лошадью». Кормились британцы на голодном русском Севере привезенными с собой продуктами: «Было много хорошей вкусной еды: икра, копче ная семга, консервированный финский окорок, шампанское, масло, яйца, красное вино, блины, шоколад, консервированный компот из вишен и слив. Чай был в стаканах, без молока. Треть из нас кормились шестимесячным пайком, который мы привезли с собой, и, похоже, на слаждались им. Сигареты, виски, ром и джин были в изобилии». По воскресеньям англичане выбирались в находившийся в 30 километрах
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz