О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.

29 В начале 1945 года Владимир Кривощеков возглавил группу пере­ водчиков на Аляске, где происходила передача советским морякам в рамках ленд-лиза американских боевых кораблей. После войны ра­ ботал в Нью-Йорке в военно-штабном комитете совбеза ООН. Его ус­ лугами как переводчика пользовались Черчилль, Морган, Рокфеллер, заместитель министра иностранных дел СССР Андрей Громыко. В 1948 году он перешёл на гражданскую работу. Как уже отмечено, офицеры связи Северного флота не только вы­ полняли свои прямые функции, но и активно использовались для до­ бывания у союзников информации военного и научно-технического характера. Они же активно изучали находившихся на Севере британ­ цев и американцев. Накапливавшиеся на них материалы направля­ лись в РУ ГМШ в Москву и в Особый отдел Смерш Северного флота. И не случайно в начале 1942 года начальник РО СФ П. А. Визгин, ис­ пытывая острую нужду в военных переводчиках, запросил у Москвы в 2 раза больше специалистов со знанием английского языка, чем не­ мецкого. Внебесах мылетали одних... В послании Черчилля, полученном в Москве 21 июля 1941 года, со­ общалось: «Мы также изучаем в качестве дальнейшего шага возмож­ ность базирования на Мурманск нескольких эскадрилий британских самолетов-истребителей». В конце августа Черчилль писал Сталину: «Наши две эскадрильи в составе 40 «харрикейнов» должны прибыть в Мурманск 6 сентября». Указав, что «эти самолеты весьма смертонос­ ны в действии, они вооружены восемью - двенадцатью пулеметами», Черчилль предложил «начать ознакомление Ваших пилотов и механи­ ков с новыми моделями, если Вы их прикомандируете к нашим эска­ дрильям в Мурманске». Налеты немецкой авиации на корабли Северного флота, объек­ ты Карельского фронта и транспортной инфраструктуры, а также на их части и на порт Мурманск очень досаждали советскому воен­ ному командованию. Асы люфтваффе являлись и главным препят­ ствием на пути союзных конвоев в северные порты России, потопив в годы войны 34 транспорта с ценными грузами, поэтому отправка в Заполярье британских истребителей с опытными экипажами была очень кстати. Для участия в совместных боевых действиях и переобучения советских летчиков на истребитель «Харрикейн» в Великобритании в июле 1941 года было сформировано 151-е авиационное крыло в со

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz