О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.
11 Поставки по ленд-лизу Самым большим и реальным вкладом союзников в освобождение Советского Заполярья, как и всей захваченной немцами территории СССР, были поставки по ленд-лизу. Существуют разные мнения на этот счет, мы же сошлемся на слова руководившего тогда страной Иосифа Сталина. В послании президенту США Трумэну от 11 июня 1945 года он указал: «Соглашение, на основе которого США на протяжении всей войны в Европе поставляли в СССР в порядке ленд-лиза стратегиче ские материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значи тельной степени содействовало успешному завершению войны про тив общего врага - гитлеровской Германии». Уже 31 августа 1941 года в Архангельск прибыл пробный конвой «Дервиш» (семь транспортов, 11 кораблей охранения), и с этого мо мента начались поставки грузов на условиях ленд-лиза. К концу битвы под Москвой 55 британских, американских и советских транспортов доставили 699 самолетов, 466 танков и много других важнейших гру зов. Некоторые из этих танков замыкали колонну на известном параде 7 ноября в Москве. После соответствующих переговоров 1 октября 1941 года был подписан первый московский протокол, предусматривавший ежеме сячную поставку: 400 самолетов, 500 танков, 152 зенитных и 756 про тивотанковых орудий, 200 ПТР, 2000 т алюминия, 1000 т брони, 7000 т свинца, 1500 т олова, 1250 т толуола и др. Всего за годы войны было поставлено грузов по ленд-лизу 17,5 млн. т на общую сумму 11 млрд долларов США. Наиболее важными, по оценке Сталина, были поставки самолетов. К апрелю 1943 года из 5500 машин в действующей армии 25% состав ляли крылатые машины, поставленные по ленд-лизу. Наряду с самоле тами СССР получил сотни тонн авиационных запчастей, боеприпасов, горючего, аэродромного оборудования и аппаратуры. Важно отметить, что авиатехника союзников существенно превос ходила в начальный период нашу устаревшую, а ведь большая часть доставленных конвоями самолетов поступала в распоряжение Север ного флота и 14-й армии, защищавших Кольский полуостров и Мур манскую (Кировскую) железную дорогу и осуществивших в 1944 году освободительную Петсамо-Киркенесскую операцию. Особое значение в номенклатуре поставок имели радиооборудо вание и средства связи. По оценке специалистов, СССР отставал в этой области от союзников на 10 лет. Новейшие радиостанции, локаторы, телефоны, зарядные агрегаты, радиомаяки поступали в большом ко личестве, в т. ч. в части Карельского фронта и Северного флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz