О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.

4 ре Папаниным, со штабами Северного флота и Беломорской военной флотилии. Военные представительства в числе прочего проверяли и под­ тверждали счета, выставлявшиеся довольствующими органами СФ и БВФ за услуги, оказываемые американской и английской миссиям, а также кораблям и судам США и Англии в период их пребывания в ба­ зах Северного флота (Мурманске, Полярном, Ваенге, Архангельске, Молотовске). Счета выставлялись за воду, топливо, продовольствие, электроэнергию, культурно-бытовое обслуживание и др. Далее они представлялись Финансовым управлением ВМФ через Внешторгбанк СССР к оплате соответствующим странам. Вот как описывали в 1944 году основные задачи союзных миссий флотские чекисты в своем докладе в УКР «Смерш» НКВМФ: а) информация штаба Северного флота о движении конвоев из Англии в СССР и обратно; б) обеспечение конвоя топливом, боеприпасами и всем необходи­ мым; в) активизация разгрузки транспортов в наших портах; г) передача грузов; д) подготовка и проведение совместных боевых операций со шта­ бом Северного флота против немцев на Севере. Сложным и важным вопросом в организации перевозок, в коорди­ нации мероприятий при решении которого принимали участие и мис­ сии, было обеспечение охраны караванов судов, следовавших из США через Великобританию и Исландию в Архангельск и Мурманск. Суда формировались в конвои по 10 - 50 транспортов. Охрану обеспечива­ ли военно-морские силы Великобритании и США, а от 20-го меридиана ее усиливал Северный флот. Перед выходом конвоя командование Се­ верного флота извещалось английской миссией о его составе, време­ ни выхода, пути следования. Приходилось решать сотрудникам иностранных военных миссий и нестандартные задачи. Так, в июле 1942 года до 10 уцелевших судов брошенного английским охранением разгромленного немцами кон­ воя PQ-17 проследовали, чтобы укрыться от атак гитлеровцев, в рай­ он Новой Земли. Их капитаны, в основном американцы, находясь уже в безопасности, в панике от пережитого кошмара намеревались свои транспорты с грузами для СССР затопить и «налегке» добираться до Архангельска. На доводы пришедших им на помощь советских моря­ ков о том, что этого ни в коем случае нельзя делать, не реагировали. Глава американской военной миссии на Севере России кэптен Френкель вместе с начальником отделения офицеров связи Беломор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz