О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.
18 в победном 1945 году он женился на 22-летней Клавочке, коренной мурманчанке, и в 1946 году у молодых появился первенец Валера. Так что увольнению с военно-морской службы Николая Сизова, награж денного к тому времени орденом Отечественной войны II степени, поспособствовали не только проблемы со здоровьем, но и семейные обстоятельства, которые начальство хоть и не очень уважает, но ино гда учитывает. В июне того же 1946 года Сизов стал работать в Мурманском рыб ном порту: сначала 3 штурманом, а на исходе 1949 года - капитаном портового буксира, а вскоре и спасательного. Это было время бурного развития рыбного промысла и напряжен ной работы Мурманского рыбного порта. В течение первой половины 1950 года только что организованная «Мурмансельдь» получила сразу 42 дизельных СРТ (средний рыболовный траулер) гэдээровской по стройки, а с ними в бурном Баренцевом море всякое случалось. Воз вратились к траловому лову и те РТ (более крупные рыболовные трау леры), которые во время войны несли воинскую службу. У них тоже не обходилось без ЧП. Короче, спасательная служба без работы не оста валась. Командиром, бывший радист оказался хорошим, даже показатель ным. Пройдя тяжелейшую школу заполярной разведки на вражеской территории, он верил, знал, что человеческие возможности велики, почти неисчерпаемы. Он знал, что достаточно освободить внутренние силы человека, убедив в правоте и важности порученного дела, и оно будет сделано. Люди подчинялись ему с готовностью, работали не за страх и даже не за совесть, а просто потому, что им нравилось тру диться рядом с таким капитаном, который и себя не жалел, и от других ждал полноценной отдачи. В 1953 году Николай Матвеевич окончил годичные курсы при Мур манской средней мореходке и получил «корочки» штурмана дальнего плавания, после чего продолжал работать капитаном на спасательных буксирах. В мае 1958 года он стал капитаном спасательного теплохода «Смелый», экипажу которого в мае 1961 года присвоили звание «Эки паж коммунистического труда» - звание, которым в начале 60-х ещё не разбрасывались, а присваивали за действительные заслуги. Как со общали тогда, экипаж «Смелого» стал коммунистическим «за высокие успехи, достигнутые в выполнении заданий, за хорошо организован ную техническую, политическую и общеобразовательную учебу, за хо рошую трудовую, производственную и общественную дисциплину, активное участие в общественной работе всего личного состава, за участие в рационализации...».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz