О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.

2 Первый поход Шестого февраля 1942 года из Екатерининской гавани вышла под­ водная лодка под командованием капитана 3 ранга В. А. Иванова. По прибытии с Балтики на Северный флот в 1937 году она получила на­ звание Щ-404, сменив прежнее - Щ-316. Выйдя из Кольского залива, подлодка включилась в боевую работу, придерживаясь курса на севе­ ро-запад. В условиях штормовой погоды (та зима в Северной Атланти­ ке выдалась на редкость суровой) она обогнула полуостров Рыбачий и мало-помалу, с остановками и манёврами, продвигалась к норвеж­ ским берегам. В море «щука» без надобности не погружалась. Это со­ временные субмарины ходят под водой и долго, и быстро. А в ту воен­ ную пору таких технических возможностей у лодок не было. К этому можно добавить, что их надводная скорость значительно превышала подводную. Щ-404 могла под водой дать 8 узлов, а в надводном поло­ жении 12. Помимо членов экипажа и лоцмана (двадцатипятилетнего норвежца) на борту лодки находились трое малоприметных крепких мужчин. Малоприметных - это для экипажа, поскольку они «не пута­ лись под его ногами». В основном, они общались между собой, и толь­ ко при крайней необходимости - с краснофлотцами «щуки». Не про­ являли к ним интереса и подводники - в боевом походе у них хватало своих забот. Хотя моряки - люди общительные, могли бы многое по­ ведать и о своей службе, и о том, какие толковые, боевые командиры командовали их экипажем: Колышкин, Лунин... Или о том, как четыре года назад, в феврале 38-го года, их лодка принимала участие в спасе­ нии экспедиции Папанина, находясь вморе иобеспечивая с в я з ь . Или как в апреле 39-го совместно с тремя другими подлодками Северного флота Щ-404 обеспечивала перелёт прославленного лётчика Владими­ ра Коккинаки на самолёте «Москва» через Северную Атлантику в США. (Отметим, что через четверть века, в 1965 году, Владимир Коккинаки как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой будет награждён бриллиантовым ожерельем «Цепь пио­ нера розы ветров»). Однако выполнение боевых задач - установка мин или преодоление минных полей, высадка или снятие разведгрупп, по­ иск и атака вражеских кораблей - это не отдых на лужайке, где можно говорить на свободную тему. Поэтому данные факты остались, как го­ ворят, за кадром. «Гостями» подводников являлись двое норвежцев лет тридцати пяти и русский парень, который на десять лет был моложе своих бо­ евых товарищей. Все вместе они составляли разведывательную груп­ пу. Щ-404 должна была доставить её в заданную точку норвежского острова Арнёя, в северо-восточной его части. Точку высадки развед

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz