О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.

16 объяснять, что такое отливы и приливы в северных морях и заливах. Уровень воды при них меняется на несколько метров. Причём не везде одинаково. К примеру, у Кольского полуострова он может изменяться на 5-6 метров. У северных норвежских берегов колебания воды мень­ ше, но тоже существенны. Подводные лодки, которые высаживали де­ сант, всплывали в тёмное время суток, когда трудно определить, отлив идёт или прилив. Это первое. Второе, время приливов-отливов ежесу­ точно сдвигается (в Кольском заливе примерно на 40 минут). То есть в памяти не зафиксируешь время подъёма или спада воды, поскольку оно не постоянно. Третье и, пожалуй, самое существенное - во время длительного шторма шквалистый ветер и сильные волны нагоняют воду на прибрежную территорию, её уровень постепенно повышается. Иными словами, ни одна компьютерная программа не спрогнозирует точно, до какой высоты доберутся в длительный шторм языки бушую­ щих волн на скалистом берегу. А языки эти, как у хищных рыб, цепляют и заглатывают всё, что плохо лежит и к чему они могут прикоснуться. Вывод напрашивается один: на открытом побережье надо прятать продукты и другие предметы жизнеобеспечения как можно дальше от воды. Но такая возможность при укрытии на берегу множества вещей и снаряжения в силу ряда причин не всегда представлялась. Все беды, вместе взятые, заставили командира разведчиков при­ нять кардинальное решение - просить командование разведотдела СФ снять их с норвежского берега. Однако подводная лодка - это не водное такси, которое может скоро прийти по вызову заказчика. Не сразу пришла к ним и «щука» Щ-404. Подлодка снялась со швартовых в главной базе в 20 часов 20 ми­ нут 29 марта. Путь её к уже знакомому нам мысу Нольнесет будет не только тернистым, но и растянется более чем на пять суток. Штормо­ вая погода, частые снежные заряды, приводившие к плохой видимо­ сти, встреча с вражескими конвоями - всё это создавало напряжённую боевую обстановку. 31 марта и 1 апреля Щ-404 под командованием капитан-лейтенанта В. А. Иванова осуществила две атаки конвоев противника. И если после первой атаки до нас дошли не вполне до­ стоверные данные, то после второй . Вот как отразила то событие боевая летопись ВМФ: «1 апреля в районе Тана-фьорда, маяк Макка- ур, лодка встретила конвой (транспорт, 2 тральщика и сторожевой ка­ тер) и с дистанции 8-10 кабельтовых атаковала его тремя торпедами. Транспорт «Михаэль» был потоплен. После выхода торпед лодка под­ всплыла, а при уходе на глубину коснулась грунта. Противник безре­ зультатно сбросил на неё 58 глубинных бомб». Добавим к сказанному

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz