О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.

2 не открыли электричество, не изобрели приборы для более точного и комфортного плавания, основные угрозы представляли неизведан­ ные подводные рифы, мели, выступающие подводные скалы. Лоцма­ ны скрупулезно пополняли сборники новыми сведениями о берего­ вых очертаниях, глубинах, течениях и всех других тонкостях морской службы для следующих походов. По сути, это были уникальные люди, сочетающие познания судоводителей, астрономов, гидрологов и ги­ дрографов. Постепенно, после изучения и освоения морей и океанов, лоцман­ ская проводка начала применяться только в портовой зоне. В крупных портах проводка становится обязательной и в наше время. Первые упоминания о лоцманах в России относятся к XII-XIII ве­ кам. В документах той эпохи идет речь о деятельности связанных пре­ жде всего с торговлей «провожатых» или «корабельных вожей» на Неве, в Белом море. Слово «лоцман» в России вошло в обиход в пе­ риод царствования Петра I в начале XVIII века. Стараниями Петра не только строили корабли, но и прокладывали маршруты в Балтийском и Белом морях. Роль лоцманов возросла при проводке иностранных судов в российские порты. Лоцманы участвовали в управлении парус­ никами, ходившими на промыслы морского зверя и рыбы, ходили по своим поморским лоциям в бесконечных просторах холодного моря, открывали новые земли. Знали они гидрографию и гидрологию слож­ ного устья Северной Двины. Из них на основании указа от 30 июня 1704 года, подписанного президентом Адмиралтейства Ф. М. Апракси­ ным, и была образована первая лоцманская служба. В XVIII - начале XIX столетия лоцманские службы были сформи­ рованы на Черном и Азовском морях, в районе Днепровского лимана. Несколько позднее лоцманские команды появились и на самой даль­ ней окраине России - на Амуре и в тихоокеанских портах. Лоцманские команды подчинялись капитанам (командирам) над морскими порта­ ми. Положение их юридически приравнивалось к правовым нормам морских команд. В 1836 году лоцманы получили форменную одежду и то потому, что генерал-интендант Морского министерства был оза­ бочен неприглядным видом лоцманов, появляющихся на военных су­ дах и «особливо на придворных пароходах и яхтах во время высочай­ шего присутствия». Бурное развитие торговли и судоходства требовало в России по­ полнения лоцманских кадров. На эти должности принимали моряков, знавших основы судовождения, способных быстро ориентироваться в сложных ситуациях и профессионально освоивших гидрологиче­ ский режим того участка моря, где предстояло работать. Дополнитель

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz