О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.

27 Сведения об этом в нашей стране почему-то не обнародованы, имена советских участников этой особой войны практически неизвестны. В 1944 году произошло очередное качественное улучшение соста­ ва разведавиации Северного флота. Для поиска вражеских подводных лодок и противолодочной обороны конвоев на трассе Севморпути по­ ступили 2 самолета СИ-47, имеющие автопилот и антиобледенитель- ное оборудование, с дальностью полета до 3 тысяч км, а также хорошо зарекомендовавшие себя на Севере 6 ДБ-3. Они стали действовать до островов Надежды и Медвежий на севере, портов Тромсе и Нарвик на юге. В 1943-1944 годах в Баренцевом море был обнаружен 391 конвой врага с общим количеством 4562 судна. После поступления в ВВС флота современных самолетов, осна­ щенных надежной радиоаппаратурой, благодаря усилиям офицеров РО несколько улучшилась организация взаимодействия ПЛ и авиации. Авиаторы-разведчики, обнаружив вражеский конвой, сообщали о нем на подводные лодки через радиоузел СФ или связывались непосред­ ственно с ними. В 1945 году авиация Северного флота 459 раз вылетала на поиск вражеских подводных лодок. Самолеты Пе-3, «Бостон», Ил-4 вели по­ иск днем в 80-мильной полосе от побережья, а самолеты «Каталина», оснащенные радиолокаторами, совершали поиск и ночью. Всего за пе­ риод войны на воздушную разведку авиацией Северного флота произ­ ведено 13272 самолето-вылета. За 6 месяцев 1941 года имело место 355 обнаружений авиаразвед­ кой кораблей и транспортов противника, в 1942 - 455, в 1943 - 2553, в 1944 - 2691, всего - 6054. В годы Великой Отечественной войны воздушные разведчики 118-го полка воевали под командованием подполковников В. Н. Васи­ льева, Н. Г. Павлова и С. К. Литвинова. Под их началом служили Герои Советского Союза Л. И. Елькин, П. И. Селезнев, Р. М. Суворов, М. К. Вер­ бицкий, Н. Я. Турков, П. С. Шеин. Разведка из-под воды Морские сообщения вдоль северного побережья Норвегии про­ тяженностью около 400 миль являлись основным путем снабжения немецких войск, действовавших на мурманском направлении, а также вывоза из портов Варангер-фьорда в Германию стратегического сырья (железной руды и никелевого концентрата). Естественным было жела­ ние командования Северным флотом прервать их ударными силами флота, основой которых в 1941-1942 годах являлись подводные лодки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz