О чём молчат фьорды: [сборник] / некоммер. фонд «Щит» ; [ред.-сост. Г. А. Гурылёв ; ред. группа: А. А. Ершов, А. В. Медведев, Т. А. Рокина и др.]. – Мурманск : Издательский дом «Дроздов-на-Мурмане», 2017. – 28, 30, 69, [7], 41, 62, 90, 15, 21, 45, 49, 37, 31, 37, 39, 20, 10, 52, 67, 40, 30, [8] с.

26 Результативность вылетов того периода оставляла желать лучше­ го. Это видно из того, что на Беломорской военной флотилии (БВФ), например, за 12 месяцев с августа 1942 года было проведено 747 по­ летов и обнаружено всего 4 немецких ПЛ из постоянно действовавших там более 20 субмарин. И лишь два подводных пирата подверглись воздушной атаке, причем безрезультативной. Позитивные перемены в авиаразведке стали происходить с марта 1943 года после реорганизации и перевооружения 118-го РАП. Одну его эскадрилью оснастили самолетами Пе-3, ДБ-3ф и Бостон для вы­ полнения дальней разведки. В другую включили истребители Як-1, ЛаГГ-3, Харрикейн, Аэрокобра и Спитфайр для ближней. Две эскадри­ льи гидросамолетов предназначались для контроля прибрежных вод и противолодочной обороны. Интенсивность деятельности разведавиации СФ возросла, она совершила в 1943 году 2285 самолето-вылетов. 118 РАП, например, с 1.1 по 25.5.1943 сделал на МБР-2 723 полета, из них 177 - на бомбеж­ ку, 412 - на разведку. Во время конвойных операций к поиску подклю­ чались самолеты СБ-2, Пе-3, ДБ-3ф и ГСТ. А с 20.3.1942 по 27.6.1944 г. 118 РАП совершил 3862 разведвылета. В середине войны система авиационной разведки морских ком­ муникаций врага изменилась коренным образом. С учетом радиуса действия самолетов устанавливались три сектора: первый - до Бер- левога - контролировали одноместные истребители; второй - до мыса Нордкин и третий - до Тромсе обеспечивали самолеты Пе-3, ДБ-3ф и «Бостон». В апреле 1943 года воздушные разведчики обна­ ружили 19 конвоев противника, в мае - уже 36. С весны 1943 была организована систематическая воздушная разведка военно-морских баз и портов немцев на Севере как на тактическую, так и на оператив­ ную глубину. Непрерывно совершенствовалась в течение войны воздушная разведка авиацией СФ Альтен-фьорда, места базирования немецких тяжелых кораблей. Многие акции британского адмиралтейства против «Тирпица» основывались на информации, которую разведка Северно­ го флота добывала с величайшим мужеством, искусством и боевыми потерями. Наблюдение за военно-морскими базами Альта, Тромсе и Хаммерфест вел опытный воздушный разведчик капитан Л. И. Ель- кин. Однажды, пробыв в воздухе более 4 часов с подвесными бака­ ми, он сфотографировал в Альтен-фьорде тяжелую немецкую эскад­ ру, в Тромсе - 17 гидросамолетов, а на рейде Хаммерфеста - более 20 транспортов. Используя данные Северного флота, английская ави­ ация нанесла бомбовые удары по линкору «Тирпиц» и потопила его.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz